Где же выход? Я считаю, что только периодическое выполнение комплексных заданий по всем изученным предметам, курсам, темам и вопросам, с возможностью пользования всеми доступными источниками, позволит не только периодически подтверждать качество обучения, но и позволит учащемуся сконцентрироваться на наиболее важных вопросах, причем в комплексе.
Главное, чтобы условия заданий в разных учебных заведениях были сопоставимыми. Вот, к примеру, вариант комплексного задания для студентов «массовых» профессий, то есть юристов, экономистов и бухгалтеров:
Исходные данные: Имеются ООО и ИП. Между ними заключен договор совместной деятельности. По договору они совместно эксплуатируют здание, принадлежащее им на праве собственности. На первом этаже расположен магазин, принадлежащий ООО и пункты бытового обслуживания населения, такие как ателье, химчистка, изготовление ключей, которые принадлежат ИП. Кроме того, ООО занимается техническим обслуживанием и текущим ремонтом всего здания. Учет совместной деятельности ведет ООО. Второй этаж сдается под бизнес-центр арендаторам. Арендаторы с согласия собственников произвели перепланировку второго этажа. ООО и ИП по отдельности взяли кредит на капитальный ремонт здания. На кредитные деньги приобрели материалы и наняли подрядчика. Подрядчик приступил к работе. В настоящий момент собственники собираются здание продать. Здание продается с условием расторжения договоров со всеми арендаторами и прочими контрагентами. То есть ООО и ИП полностью уходят из здания. Полученные от продажи средства ООО и ИП собираются вложить в другой бизнес, а собственную деятельность прекратить.
Исходные данные при постановке задания можно как угодно варьировать.
Задание для бухгалтеров:
Восстановить все учетные документы ООО и ИП за конкретный отчетный период, например за полугодие.
Задание для юристов хозяйственно-правовой направленности:
Требуется составить список всех юридических документов и описать варианты движения данных документов.
Задание для экономистов:
Произвести все необходимые расчеты. Описать последовательность действий, при которых максимально сокращаются возможные потери. Описать все варианты вложений капитала с учетом возможных рисков.
По-другому говоря, необходимо выполнить весь объем работ: будущему бухгалтеру - бухгалтера, будущему юристу - юриста и будущему экономисту - экономиста. То есть попробовать соответствовать пословице: чтобы построить дом, надо сначала в нем пожить.
Разумеется, что общий объем исходных данных не должен быть чрезмерным. Для этого моделируется ситуация, когда и сотрудников, и поставщиков, и покупателей, и договоров, и материалов, и документов каждого вида в месяц, и всего прочего не более, например, четырех.
Примерно такие задания должны быть после каждого семестра. Все, что программой обучения предусмотрено, должно воспроизводиться при выполнении итоговой самостоятельной работы.
Да, это сложно, причем не только выполнить, но и сами задания подготовить. Ну и что? Подготовка заданий отсеет преподавателей, купивших или выпросивших дипломы и диссертации или получившие их в обмен на половые заслуги, а выполнение отсеет покупателей дипломов.
Лично мне стыдно иметь купленные или выпрошенные «пустые» дипломы и диссертации. В свое время я заимел много «корок», но большинство из них выкинул, поскольку мой профессионализм не соответствует тому, что в них написано.
Остались только те, которые действительно выстраданы, например институтский диплом, или те, которым я хоть как-то соответствую, например водительские права.