Алюминиевые сплавы как конструкционный материал для изготовления автотехники – штука заманчивая: обеспечивает меньший вес при той же прочности, хорошо противостоит коррозии. Но в силу технологических и экономических причин на легковых автомобилях «крылатый металл» получил ограниченное распространение. Зато в сегменте комтранса, где на счету каждый килограмм веса, алюминий используется давно и широко. Из него часто делают надстройки для грузовиков. А вот для прицепной техники из алюминия делают не только кузова, но и рамы. Сегодня мы познакомим вас с французским заводом Benalu – старейшим производителем алюминиевых прицепов в Европе.
Николай Марков, фото автора и Benalu Group
Компания Benalu строит алюминиевые прицепы более полувека – с 1967 года. Когда-то объемы производства исчислялись десятками и сотнями штук, но сейчас из ворот завода выходит уже более 2 тысяч единиц техники в год. Много это или мало? Скажем так: в РФ большее количество тяжелых прицепов (причем, естественно, стальных) за год строит всего пара-тройка предприятий. За свою историю завод Benalu неоднократно переходил из рук в руки, меняя собственников, но зато сегодня под его крылом находятся сразу три других завода-производителя прицепов – французские Bennes Marrel и Maisonneuve, а также польская Mega. С учетом их мощностей, Benalu GROUP занимает уже весьма серьезные позиции даже на европейском рынке, где в порядке вещей объемы выпуска прицепов по нескольку десятков тысяч штук в год.
Ежедневно силами 350 сотрудников на заводе Benalu делается до 15 единиц техники, а модельный ряд насчитывает полтора десятка серий полуприцепов, прицепов и самосвальных надстроек для монтажа на автомобильные шасси. Тут делают полуприцепы-самосвалы для строительного и агропромышленного сектора, лесовозы, щеповозы, контейнеровозы, цементовозы, сухогрузы, шасси под монтаж кузовов других производителей. А сейчас прогуляемся по площадке готовой продукции и поизучаем особенности полуприцепов Benalu.
Вот, например, полуприцеп Benalu Jumbotrack. С виду его можно принять за обычный изотермический фургон, но впечатление обманчиво! Во-первых, не совсем-то это и фургон: вместо жесткой крыши у него сверху лишь автоматически сворачивающийся тент или сетка, которую нажатием кнопки можно поднять в боковые стороны для осуществления загрузки. Тент ставится, когда требуется защита груза от осадков, а более дешевая сетка служит только для того, чтобы содержимое кузова в пути не выдуло ветром наружу. Jumbotrack может возить такие грузы, как опилки, торф, солома, удобрения, бытовой или строительный мусор. Можно загрузить и металлолом, только не очень громоздкий. Но если внутрь насыпать те же опилки – как их потом выгрузить обратно?! Так ведь этот полуприцеп – саморазгружающийся. Причем кузов у него не является самосвальным! Процесс выгрузки осуществляется при помощи системы подвижных полов голландской фирмы Cargo Floor. В нашей стране точно такие же полы ставит на некоторые свои полуприцепы завод «Тонар». Выглядит кузов с подвижными полами внутри вот так:
Видите продольные алюминиевые планки? Всего их 21 штука, и каждая из них может перемещаться вперед-назад на 20 см. Подвижность им обеспечивают три силовых цилиндра (один цилиндр одновременно перемещает семь планок, то есть каждую третью по счету). В сторону задних ворот планки сдвигаются одновременно, увлекая за собой груз, а вот обратно возвращаются уже поочередно, оставляя груз на прежнем месте. Так постепенно, по два десятка сантиметров за цикл, все содержимое кузова вываливается наружу. Получается дольше, чем у самосвалов, но зато риск опрокидывания – нулевой, к тому же можно производить разгрузку внутри низких помещений. А в случае с паллетами можно даже производить самостоятельную загрузку! Если на словах принцип работы был не очень понятен – просто посмотрите вот это видео:
Но подвижные полы и автоматическое открывание крыши – это далеко не все интересности полуприцепа Benalu Jumbotrack. Ради достижения предельно низкого веса он имеет необычную конструкцию боковых стенок. Они сварены из алюминиевых панелей, каждая из которых состоит из двух листов обшивки и соединяющих их перемычек. Расположение и форма этих перемычек – ноу-хау фирмы, и фотографировать панель в разрезе французы не разрешают ни за какие коврижки, поскольку опасаются копирования. Более того, толщина листов обшивки в передней, средней и задней частях полуприцепа отличается! «Нагрузки, которые воздействуют на заднюю часть полуприцепа, выше. Так зачем нам лишний металл впереди?» – объясняют заводчане. В итоге вес 13,4-метрового «Джамботрэка» составляет всего 7300 кг! Для тех клиентов, кто хочет еще более легкий вариант полуприцепа, Benalu делает модель Jumboliner: внешне почти такую же, но весящую уже 6900 кг (она показана на первом фото к статье). Правда, для металлолома и строительного мусора она уже не годится. Облегчение достигается за счет более тонких листов обшивки боковин, а также за счет перехода от рамной к полунесущей конструкции кузова. Сейчас покажем разницу на фото, чтобы было понятнее:
У Benalu Jumboliner сцепной шкворень крепится непосредственно к основанию пола, а на отдельном подрамнике собираются лишь осевые агрегаты и опорные ноги. У модели Jumbotrack к передней части такого же алюминиевого подрамника болтами крепится дополнительная стальная передняя секция, и тем самым подрамник превращается в полноценную несущую раму. На которую уже затем устанавливается шкворень. Но пора переходить к следующим образцам техники. Самыми распространенными полуприцепами марки Benalu являются строительные самосвалы Siderale, рассчитанные на перевозку земли, песка, гравия. Вот такие:
Из всех самосвалов Benalu именно Siderale отличаются наименьшей длиной и кубатурой и выпускается только на шасси с алюминиевой рамой с прямыми лонжеронами. Боковые стенки кузова у Siderale снова варятся из двойных алюминиевых панелей переменной толщины. Однако у них толщина увеличивается уже не спереди назад, а сверху вниз. Верхние горизонтальные панели состоят из листов толщиной 3–4 мм. В средних панелях толщина составляет уже 4–6 мм. А для последней, нижней панели, используется лист толщиной 7–9 мм. Такое строение бортов позволило снизить вес до 4750 кг! Но если строительный самосвал в модельном ряду полуприцепов Benalu всего один, то для агропромышленного сектора французы выпускают сразу четыре серии алюминиевых самосвалов существенно большей кубатуры.
Выше представлена подборка фотографий «сельхозников» серий Agriliner и Bulkliner S. В чем между ними разница? Agriliner – компактная модель (длиной не более 9,5 метров), которая строится на шасси с прямой рамой. Она может иметь кузов с двойными боковыми стенками из алюминиевых профилей либо со стенками из одинарного алюминиевого листа с наружными усилителями. В зависимости от модификации Agriliner вмещает от 36 до 50 кубометров груза, а вес самой компактной (8,8 м) версии – всего 5200 кг! В свою очередь, Bulkliner S внешне похож на строительный Siderale, поскольку его платформа сваривается из аналогичных по строению горизонтальных панелей. Но толщина листов меньше, сами борта – выше, а длина полуприцепа – заметно больше, до 11,5 метров. Объем платформы тут уже может достигать 64 кубов. Кроме того, шасси Bulkliner S для понижения центра тяжести имеет ступенчатую раму, поэтому в основании пола платформы спереди обустроен тоннель (если посмотреть со стороны передней стенки, то можно заметить, что кузов с боков «обнимает» раму, а не лежит на ней сверху). Несмотря на свои громоздкие размеры, весит Bulkliner S тоже очень мало: от 5,5 тонн! А сейчас покажем пару фотографий следующей модели сельхозсамосвала, которая называется просто Bulkliner, без дополнительных индексов:
Принципиальное отличие Bulkliner от Bulkliner S – в конструкции боковых панелей кузова (из одиночного листа с вертикальными усилителями). Кроме того, у Bulkliner есть исполнение с вертикальной передней стенкой кузова. Для тех же перевозчиков, кто нуждается в более универсальной технике, Benalu производит самосвалы Optiliner. В отличие от всех предыдущих моделей, передняя стенка у них бывает только вертикальной, внутренняя ширина увеличена до 2480 мм, а конфигурация пола позволяет устанавливать внутрь паллеты – от 22 до 32 штук в зависимости от длины полуприцепа. Ну, а в качестве самосвала Optiliner может возить, например, торф, компост, зеленую массу, мелкий металлолом. Боковые стенки сделаны из двойных алюминиевых листов переменной толщины: 2,2 мм в передней трети кузова, 4 мм в средней части и 6 мм в задней.
В завершение покажем несколько совсем уж экзотических полуприцепов. Вот, например, Benalu Multiliner. В базовой комплектации это всего лишь алюминиевый контейнеровоз, однако по заказу на него готовы поставить гидроцилиндр, с помощью которого морской контейнер можно будет разгружать самосвальным способом. Или гидроцилиндр вместе с четырьмя цилиндрическими тоннелями между лонжеронов рамы, куда можно спрятать разгрузочные рукава. В таком исполнении Multiliner подходит для установки на него танк-контейнера с цилиндрической цистерной, в которой будут перевозиться сухие сыпучие материалы – зерно, мука, комбикорм и т.д.
Есть в линейке Benalu и сухогрузы с аналогичной несъемной цистерной, наклоняемой при разгрузке гидроцилиндром: называется такая модель Powderliner. И рама, и цистерна здесь традиционно алюминиевые, так что минимальный собственный вес такого монстра может составлять всего-то 6 тонн. А снаружи и не скажешь!
Benalu, конечно, компания с богатой историей, отлаженными технологиями, своими ноу-хау… Вот только у нас почти неизвестная, поскольку первый сервисно-сбытовой партнер в России у французов появился только несколько месяцев назад. Этим партнером стала питерская компания ЮФА, которая сама уже полтора десятка лет занимается поставками и производством спецтехники для лесного хозяйства и строительной отрасли. А потому неудивительно, что на первых порах из всего широкого ассортимента техники Benalu питерцы сосредоточились на продажах строительных самосвалов, лесовозов и щеповозов с подвижным полом. Эта техника прошла сертификацию, и первые партии полуприцепов уже прибыли в Россию. Как думаете, найдут они спрос на нашем рынке? Делитесь своими мыслями в комментариях!