Птица, залетевшая в дом — одна из самых страшных примет. Согласно поверьям наших предков, такая птица является провозвестником скорой смерти одного из обитателей дома. Залетевшее пернатое необходимо как можно скорее выпустить, а в ближайшую ночь не ночевать в доме.
Смысл этой приметы скрывается в верованиях о загробной жизни: во многих индоевропейских культурах считалось, что птицы — это духи умерших. Рисунки птицы, будто вылетающей из тела умершего, можно встретить уже в наскальной живописи. Древние греки считали, что птицы могут свободно перемещаться между мирами, курсируя от земли людей к подземному царству Аида.
Другой вариант приметы — это бабочка, залетевшая в дом. Бабочка — также вестник смерти, типологически схожий с птицей, умеющий летать, а, значит, следуя логике предков, свободно перемещаться между мирами. В данном отношении наиболее интересна этимология слова. В древнегреческом слова «бабочка» и «душа» были практически идентичны. В русском языке мы наблюдаем схожую ситуацию: бабочка — уменьшительная форма слова «бабушка», то есть, духа прародительницы. Снова налицо соответствие с образом птицы-души. В германских языках этимология немного иная. Бабочка — butterfly или Schmetterling — переводится как воровка масла, то есть, ведьма. В средневековье бытовало поверье, что ведьмы способны сверхъестественным образом превращаться в различных живых существ — в том числе, в черных котов и бабочек, чтобы воровать масло. Очевидно, что испытывая страх перед ведьмами в обличье бабочек, наши предки изобрели соответствующую примету, дающую повод быть всегда настороже.
Возвращаться перед дорогой
Все знакомы с этой приметой: вернувшись домой, забыв что-то, необходимо либо показать язык своему отражению, либо посидеть на дорожку. В противном случае нас ждет неудача. Почему?
Издавна пересечение любой пространственной границы считалось сакральным актом. Пересекая границу и оказываясь в «чужом», не домашнем пространстве, человек чувствовал себя незащищенным. Защитой в доме служили не только стены и крыша, но и сонм предков: исстари все захоронения производились не на отдаленных кладбищах, а прямо на домашнем участке. Отсюда традиция аристократических семейных склепов, как правило, располагавшихся в непосредственной близости с домом. Под порогом каждого дома часто хоронили мертворожденных — ритуал, маркирующий границу домашнего и чужого пространства.
Здесь можно вспомнить и о псевдонаучных теориях, неожиданно обретающих актуальность — попробуйте произнести слово «порог» наоборот, чтобы убедиться в связи границы с потусторонним миром. Да и пороги во многих деревнях до сих по внешне напоминают гробы.
Соответственно, спасение от «штрафного» пересечения границы, возвращения домой — это приобщение к силе домашнего пространства, то самое бабушкино «посидим на дорожку». Отражение, берущее, согласно многим приметам, все болезни и невзгоды на себя, выступает в данной примете символическом двойником возвращающегося, которому тот и передает все неудачи.
Поздравлять с днем рождения заранее
Для наших предков было очевидно, что принимать поздравления ранее означенного срока может быть плохой приметой. Ведь до дня рождения можно было и не дожить. Но почему простые слова так много значили для людей?
Слова в представлении архаичных культур имели сакральный смысл. Слово уже само по себе было магично (отсюда — все заговоры и заклинания) — так же, как и письменность. Древнерусское слово «песати» означало «изображать что-либо». Отсюда происходят выражения «писать икону» и «писать картину». В этой этимологии мы видим, что написание отождествляется с реальным поступком — изображением, пусть и писалом, устройством для рисования и письма, действительности. Немецкий глагол lesen — читать — также отсылает нас к магической практике: второе значение глагола — «собирать», и лингвисты склонны полагать, что древние германцы собирали для магических целей рунические слова из особых палочек.