Найти в Дзене

Мотоциклы с АКПП? Было дело...

Мотоцикл с автоматической коробкой передач? Почему бы и нет? Удобно ведь- завел, включил передачу и поехал! В 60-х годах ХХ века автоматические трансмиссии с гидротрансформатором были уже достаточно совершенные и концу десятилетия начали повсеместно вытеснять с рынка гидромеханические трансмиссии старого образца. Разумеется, данную технологию, помимо автомобилей, решили внедрить и в мотоциклы. Подобными разработками занимались несколько компаний-изготовителей и сегодня мы остановимся на самых популярных представителях мотоциклов с АКПП. Дорожно-туристический мотоцикл оснащался гидротрансформатором от компании Sachs, подключенным к 2-х ступенчатой коробке передач. По сути, мотоцикл оснащен полуавтоматической коробкой передач, переключаться между передачами приходилось водителю. Но делать это приходилось крайне редко- на первой передаче можно было разогнаться до скорости порядка 130 км/ч и практически до 200 км/ч на второй. Так же стоит отметить, что при создании V1000 (которая являлась

Мотоцикл с автоматической коробкой передач? Почему бы и нет? Удобно ведь- завел, включил передачу и поехал!

В 60-х годах ХХ века автоматические трансмиссии с гидротрансформатором были уже достаточно совершенные и концу десятилетия начали повсеместно вытеснять с рынка гидромеханические трансмиссии старого образца. Разумеется, данную технологию, помимо автомобилей, решили внедрить и в мотоциклы. Подобными разработками занимались несколько компаний-изготовителей и сегодня мы остановимся на самых популярных представителях мотоциклов с АКПП.

  • В 1974 году итальянцы из Moto Guzzi представили миру модель V1000 Convert.
Moto Guzzi V1000 Convert 1975.
Moto Guzzi V1000 Convert 1975.

Дорожно-туристический мотоцикл оснащался гидротрансформатором от компании Sachs, подключенным к 2-х ступенчатой коробке передач. По сути, мотоцикл оснащен полуавтоматической коробкой передач, переключаться между передачами приходилось водителю. Но делать это приходилось крайне редко- на первой передаче можно было разогнаться до скорости порядка 130 км/ч и практически до 200 км/ч на второй. Так же стоит отметить, что при создании V1000 (которая являлась развитием модели V850 California 1972 года) конструкторы Moto Guzzi увеличели объем двигателя с 844 до 949 куб.см., тем самым увеличив мощность двигателя (71 л.с. у V1000 против 64.5 л.с. у V850) ради компенсации потерь на гидротрансформаторе.

В 1978 году на конвейере V1000 Convert составили компанию V1000 G5/ V1000 SP, но уже с секвентальной 5-ти ступенчатой механической коробкой передач. Модель продержалась в производстве до 1982 года, хоть и после 1978 года выпускалась в минимальных количествах.

  • 1976 год. Компания Honda Motor Co, расширяя модельный ряд своей успешной модели CB750, выпускает на рынок модель Honda CB750A с автоматической трансмиссией.
Honda CB750A 1976.
Honda CB750A 1976.

На мотоцикле была установлена, опять же, двухступенчатая трансмиссия с гидротрансформатором, взятая от Honda N600- миниатюрного автомобиля, представителя класса Kei-car. У КПП CB750A было два режима- Low и High и, согласно инструкции завода-изготовителя, первый предназначался для езды в черте города, а второй, соответственно, для шоссе. Конструкторы Honda так же поработали над двигателем но, в отличие от Moto Guzzi, им пришлось понизить мощность двигателя с 67 л.с. до 47 л.с., дабы облегчить совместную жизнь двигателя и гидротрансформатора.

Мотоцикл находился в производстве совсем недолго- в 1978 последние экземпляры сошли с производственной линии. После в модельном ряду остались мотоциклы с механической КПП. Наследников у Honda CB750A нет.

  • В начале 80-х Honda Motor Co презентовала модель CM400A (1980-1981 г.в.) и пришедшею ей на смену в 1982 году CM450A. Компания Suzuki ответила выпуском модели GS450GA. Поговорим про два 450 кубовых мотоцикла.
Honda CM450A 1982.
Honda CM450A 1982.
Suzuki GS450GA 1982.
Suzuki GS450GA 1982.

Оба мотоцикла вышли на рынок в 1982 году в виде расширения модельной гаммы линеек CM у Honda и, соответственно, GS у Suzuki. Оба мотоцикла оснащены двухступенчатыми трансмиссиями с гидротрансформаторами. У Honda стояла фирменная трансмиссия Hondamatic, а у конкурентов из Suzuki стоял вариант Suzukimatic. Совпадение? Не смотря на то, что у каждой компании было свое видение автоматической коробки на мотоциклах, суть их работы была аналогична- две передачи, переключать которые приходилось водителю. В целом, мотоциклы очень похожи между собой- рядные твины, классическая ходовая часть. У Honda, разве что, стояли фирменные сборные колеса системы Comstar.

Два мотоцикла начали выпускать в 1982 году и закончили в 1983 году. Потомков у этих моделей так же нет.

  • Итог.

Как мы видим, несколько компаний предприняли попытку выпустить на рынок мотоциклы с АКПП и предложить тем самым выбор для потенциальных покупателей своей продукции. Увы, ни у одной компании это не получилось- все мотоциклы с треском провалились на рынке! И, что самое забавное, причины провала у всех абсолютно одинаковые:

  1. Высокая цена.
  2. Ухудшение динамики.
  3. Серьезное увеличение массы.

Так же стоит отметить, что толку от таких трансмиссий было мало- за городом переключения и так достаточно редки, а в городе, даже при наличии гидротрансформатора, передачи все таки приходилось переключать. В итоге минусов у этих мотоциклов было гораздо больше, чем плюсов...

В наши дни автоматические коробки передач начинают возвращаться на мотоциклы (роботы у Honda, электроуправляемый вариатор у Piaggio, коробки с автоматическим сцеплением у Yamaha и.т.д.), да и клиноременные вариаторы перестали быть уделом "полтинников", но это уже, как говорится, совсем другая история...