"Это всего лишь конец света" - фильм-пьеса. Несомненно чувствуется литературная основа(фильм снят по мотивам одноименной пьесы Жана-Люка Лагарса), например, в построении фильма - классическая формула "три единства": единство времени, единство места и действия, - принцип драматургии времён классицизма. Несмотря на классические истоки, Ксавье Долан создаёт современную киноленту с чистым ясным молодым звучанием. Индивидуальное видение режиссёра чувствуется на протяжении всей картины, как и эмоциональное напряжение, которое и после титров остаётся лёгким неуловимым ароматом.
О чём же собственно фильм? О семье. О детстве. О пустоте.
Пустоты - это то, что тоже нас формирует, наше составляющее. Главный герой, Луи, в свои 22 ушёл из семьи и порвал связь с матерью, сестрой и братом, и вот спустя 12 лет он хочет вернуться, потому что ему стало известно, что он смертельно болен. С самого начала у меня было ощущение, что Луи не скажет своим родным о близкой смерти. На протяжении фильма думаешь: "Да или нет?" Ждёшь момент: "Быть может сейчас? Вот сейчас он скажет". У главного героя не так много реплик в фильме, он больше слушает и смотрит: возвращается в тот мир, который когда-то отверг и покинул. А мир изменился: он повзрослел и постарел, и отсутствие Луи, пустота, оставленная им, заполнилась мифом, иллюзией, болью, выместив его окончательно. Возвратясь, герой наблюдает за своим симулякром, тенью, что заняла его собственное место в семье. Мать придумывает ему роль, и Луи играет её до конца. Его мир соприкасается с миром семьи, но так и не проникает в него, не растворяется, не становится его частью.
Скажу немного об операторской работе. Прекрасное колористическое решение. Остаётся впечатление свежести и одновременно цельности от построения кадра.
Не могу не упомянуть об великолепной музыкальной подборке, с которой, честно сказать, и началось моё знакомство с фильмом.
Актёрский состав выше всяких похвал.
Нет желания разбирать по косточкам создание фильма -не хочется рушить целостность и гармоничность созвучия, созданного режиссёром. Это просто прекрасное произведение, прикосновением к которому я, пожалуй, просто наслаждаюсь.
Долан экспрессивен, невероятно реалистичен и интимен. Он касается образами до самых глубинных нервов души. Примесь чувства ностальгии по детству создаёт сладко-солёный карамельный налёт. Очень радостно видеть, что в современном кино появляются молодые и настоящие режиссёры. Ведь Ксавье Долану сейчас всего 30, какие же шедевры ждут нас дальше?