В наши дни резиновыми экранами на бронетехнике вряд ли кого-то удивишь, а уж тем более человека, увлекающегося танками. Резина стала характерным элементом многих танков советской школы, некоторые западные конкуренты так же используют резинотканевые детали, но не так часто. Тем не менее, вряд ли кто-то будет спорить, если я скажу, что украинские инженеры больше всех используют резину не танках, причём не только на корпусах, но и на башнях.
Зачем начали вешать резину?
В 50- е годы, основным бронебойным снарядом стал кумулятивный боеприпас. Его обильно использовали в артиллерии, танках, гранатомётах и минах, а немногим позже даже в ракетах. Причина оказалась очень простой – поражающий эффект кумулятивного заряда не зависит от расстояния и скорости. Ключевые факторы, влияющие на бронепробитие – внутренний объём боеприпаса, материал и объём воронки, а также эквивалент взрывчатого вещества в тротиле.
Инженеры старались всячески защитить боевые машины от всё-пробивающего кумулятивного заряда и одним из первых средств стали тонкие стальные листы. Наиболее частым пользователем такой конструкции стала Германия из-за появления ручных кумулятивных противотанковых гранат у советской пехоты, а также американские гранатомёты «Базука».
Ещё один вариант защиты – решётчатые экраны. Он стал более распространённым и разошёлся по разным странам от Германии до СССР и США. В 50-е было предложение установить сетчатый «зонтик» на орудие танка, но живучесть конструкции оставляла желать лучшего. Параллельно, была разработана альтернатива – тонкие пластины металла по бортам корпуса. Особенность заключалась в их подвижности. Их можно было прижать к корпусу в случае ненадобности или наоборот – раскрыть перед боем. Наиболее широкое распространение такие экраны получили на бортах Т-64 и Т-72, а также улучшенные Т-55 и Т-62.
В конце 70-х годов, в качестве альтернативы металлическим пластинам предложили резину, но в финальном виде, «танковая резина» получила дополнения в виде различных волокон и металлических сплетений, а резина служила связующим. Её противоснарядная стойкость значительно уступала тому же алюминию, но в отличие от последнего, резинотканевые экраны держались лучше при аналогичных способах фиксации.
Если упростить смысл, то резинотканевые экраны – это не чистая резина в привычном понимании, а смесь разных материалов вплоть до металлических нитей. А вот основная роль таких средств защиты – преждевременное взведение кумулятивных зарядов.
Зачем резина украинским танкам?
Ответ на этот вопрос частично дан в предыдущем подзаголовке, но есть ещё одна причина… Она тянется ещё с 70-х годов и остаётся актуальной по сей день. Резинотканевые экраны играют роль аэродинамических элементов. Пошло это с Т-80 и его газотурбинного двигателя, который очень капризный к чистоте воздуха, а потребление газа измеряется десятками литров за пару итнут работы. Чтобы предотвратить попадание пыли и песка, Т-80У, а в последствии и УД оснастили резиновыми экранами, свисающими с верхних блоков динамической защиты на лбу башни практически до крыши корпуса.
Как оказалось, резиновые экраны не плохое подспорье и для поршневых моторов – улучшения надёжности и поддержания «чистоты». Наличие резины не стало обязательным, но улучшенные танки со встроенной динамической защитой «Нож» и «Дуплет» с завода комплектуются резинотканевые элементами на башне и корпусе.
Так же, хочу напомнить о защитной роли. Она не так велика, как у решётчатых экранов, но всё же… В тандеме с блоками динамической защиты, резина прикрывает погон башни. Он не велик, но шанс поражения всё равно есть. К тому же, резина не блестит, что хорошо отражается на маскировке, а в ближнем бою с пехотой, хоть как-то скрывает наиболее уязвимые места.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.