Найти тему

А так ли нужно высшее образование?

Недавно у меня с моим старшим братом разгорелся жаркий спор на тему, вынесенную в заголовок - а так ли оно вообще нужно?

Обо мне: я не видела другой жизни, кроме нескончаемых учебников и домашних заданий. С 11 лет я упорно занималась английским языком. Пусть у меня к нему душа особо не лежала, но я знала одно волшебное слово "надо". Конечно, это небольшое упущение родителей, что они, не слушали того, что мне не нравится английский язык, а нравится история и искусство, но мы живем в материальном мире, где беседы о возвышенном не всегда ценятся. На эфемерном много не заработаешь, а толковые толмачи вроде-бы, всегда были нужны.

Мой брат: так же отучился по специальности, к которой у него совсем не лежала душа, но через какое-то время вошел в IT-сферу, получив нужную корочку. Соответственно, сейчас он в ней и работает.

Брат упорно доказывал, что если чего-то очень захотеть, то можно это и самому научиться, не обязательно при этом иметь диплом, потому что работодатели зачастую не смотрят на этот кусок картонки, а наблюдают за навыками. (Очень удобная, к слову, позиция, имея за спиной 2 документа об образовании) Да, не спорю, так и есть. Но эта пресловутая картонка - хорошее такое основание для того, чтобы иметь больше, чем бы ты мог иметь без нее. Даже токарем на завод не возьмут без документа об образовании. Конечно, в IT-сфере, может, это и прокатывает. Но нельзя все мерить IT-сферой и смотреть так однобоко.

Раньше я обижалась на родителей за то, что они пытались воплотить через меня свои нереализованные мечты. Быть переводчиком - мечта моей мамы, но и её родители не слишком слушали, и заставляли заниматься музыкой. Теперь я осознаю, что хоть какое-то высшее образование - это достижение.

Учеба на факультете иностранных языков давалась мне тяжело все 5 лет. Уже со второго курса я поняла - что это совсем не мое. И если в 11 лет я учила язык и понимала его значимость для современного мира, то будучи студенткой я поняла, что все эти Пражские лингвистические кружки с Фердинандами де Соссюрами и прочими типами чтения гласных букв в ударном слоге будут мне являться в кошмарных снах. А когда началась непосредственная языковая практика я и вовсе разочаровалась - у меня просто не тот тип характера, чтобы исполнить уже папину мечту - быть устным последовательным переводчиком в крупной фирме.

После того, как я закончила ВУЗ, по семейным обстоятельствам я вернулась в родной городок. И через какое-то время устроилась работать не по специальности в одну контору. Я была преисполнена решимости покорить эту вершину сложной бумажной работы, пусть и за сущие копейки. На тот момент мне нужны были деньги.

Меня взяли на должность, которая освободилась благодаря тому, что мадам, прежде ее занимавшая, перешла в новую ипостась. Сначала, где-то первый месяц, я не придавала большого значения ее грубости и невежественности. Всё же, я пытаюсь не судить о людях сразу. Но потом стала проступать ее натура с гнильцой. Мадам, вместо того, чтобы объяснить один раз и доходчиво, постоянно срывалась на крик и мат. И это при том, что она даже не являлась мне начальником. Она была никем мне, просто занимала более высокую должность, я не находилась у нее в подчинении. Позже выяснилось, что на эту работенку её затащил коллега. До этого она работала...дворником. И очень гордилась этим. Мадам получила образование повара-кондитера, и так же была преисполнена гордостью, что диплом писала о пастиле. На новой работе в прежние времена она постоянно ошибалась и косячила, еще хуже, чем я поначалу. Но не упускала возможности потыкать моей рожицей в кучку. Синдром вахтера, как вы можете наблюдать, в действии. Я ушла с этой работы, потому что не видела для себя никаких перспектив, и подвергаться постоянным унижениям от дворницы не входило в мои планы.

Не подумайте, что я сужу человека по тому, где он раньше работал/работает - ни в коем случае! В жизни бывает всякое. Я хотела вам рассказать о том, что любое высшее образование дает дисциплину ума.

Я сейчас поясню. В университете мы часто сетовали на "ненужные" предметы в программе, вроде Психологии, Философии, Логики и Теории Аргументации. Нам казалось, что данные дисциплины отнимают и так драгоценное время, которое можно было потратить на более качественный перевод текста.

Однако, после этой моей работы, я получила грандиозный опыт и, наконец поняла, для чего мне это все нужно было. Дисциплины эти делали нас людьми разносторонне-развитыми. Они помогали нам осмысливать этот мир с разных точек зрения. Они создавали новые нейронные связи у нас в мозгах. В конце-концов, мы получили главный навык - умение учиться и преодолевать препятствия на пути. Процесс обучения давал знания по профильным дисциплинам, но так же тренировал выдержку, усидчивость и терпение, касательно остальных предметов. А это, как мне кажется, очень ценный навык в нашей жизни, не правда ли?

Разве может эти похвастать человек, закончивший кулинарное училище и работавший много лет дворником, потом внезапно ставший начальником над всеми? Откуда у нее возьмутся навыки, которые так и остались неразвитыми? И, к сожалению, таких людей много. "Из грязи в князи", "Я начальник, - ты дурак" - всё это из одной оперы.

Даже диплом хоть какого-то захудалого ВУЗа даст вам возможность пробиться в люди. Потому что вы УЖЕ доказали, на что способны, получив этот диплом. Если, конечно, вы его не купили в переходе...Но это уже совсем другая история.

Спасибо за внимание, друзья!