Старший сын ушел в самостоятельную жизнь в 18 лет. – Я решил уехать,- однажды сказал он, - мне не нравится жить так, как я живу сейчас. Попытки отговорить ни к чему не привели. Он решительно оставил после первого курса университет и на последнюю стипендию купил билет. Практически в никуда. Родственников там у нас нет. Присмотреть и помочь будет некому.
Поняв, что уговоры бесполезны, собираю всю волю в кулак. Расстаться нужно по-хорошему, без истерик. Хотя хочется выть от бессилия. В голове стучит, как дятел, только одна мысль: - зачем так ломать жизнь. Ведь умница, медалист, олимпиадник. В университет взяли по льготе. И вдруг…
Прошу писать и звонить. Молодец, обещает, значит сделает. И еще говорю: -Помни, здесь дом, в который ты всегда можешь вернуться. Надеюсь, что слышит. Дверь закрылась…
В душе опустошенность. Боюсь, как он там? Как устроится? На что будет жить? У меня денег не взял.
Через несколько дней начинаю приходить в себя. Наши дети выросли в походах. С самых ранних лет мы ежегодно отправлялись с ними на байдаркахна три -четыре недели. Они привыкли преодолевать трудности. Правила в походе строгие, посильный труд обязателен даже для самых маленьких. «Что такое хорошо, и что такое плохо» научить вроде бы сумели. До сего момента отвечать за свои поступки у него получалось. В конце концов, это же мой сын, значит должен справиться.
Прошло три года. Однажды раздался телефонный звонок. – Мам, я хочу вернуться. Можно?
Вернулся взрослый самостоятельный человек. Быстро устроился на работу. Немного пожил с нами, и решил нас не стеснять. Снял квартиру. И нашел свое счастье. Вот интересно, через пятнадцать лет внук тоже уйдет из дома?
К чему это я?
В силу своей профессии мне часто приходится говорить с родителями подростков, которые не дают возможности своим детям самим выбирать путь, строят амбициозные планы, не считаясь с желанием сына или дочери.
Бывает и так, что выполняют любые капризы, а дети быстро учатся манипулировать родительскими чувствами.
Но самый трудный случай, когда родители просто боятся отпустить выросшего ребенка в самостоятельную жизнь. Как-то в беседе с одной мамой по поводу некоторых странностей дочери выяснилось, что ту ни разу не отпускали одну даже за хлебом. А девочке 13 лет!
И даже в двадцать, а то и больше лет, такие молодые люди зависимы от родителей, со всеми вытекающими последствиями.
Чтобы быть спокойными за будущее детей, надо любить их правильно, готовить к жизни без родителей с раннего детства, давать набить шишки, помогать делать выводы, постепенно отпускать, как бы трудно нам не было. Но мы же хотим, чтобы дети были счастливы!