Германия и Великобритания - ведущие страны Зарубежной Европы.
Они занимают выгодное экономико-географическое положение. Взаимоотношения Германии и Великобритании определяли судьбы Европы на протяжении почти 100 лет, начиная с 1870 года. Именно тогда началось англо-германское соперничество — гонка вооружений между Британской и Германской империями, которая стала одной из причин Первой мировой войны.
Создание единой Германии, ее бурный экономический рост и войны привели к охлаждению отношений Англии и Германии. Великобритания никогда не стремилась к полной ликвидации Германии как сильной европейской державы. Великобритания удержала Францию от попыток обширных аннексий в Германии и поддержала и нацистский режим при премьер-министрах Мак-Дональде и Чемберлене. Политика "умиротворения агрессора" стала одной из причин того, что Гитлер
и его преступный режим не был задавлен в самом начале своей агрессии.
18 июня 1935 года было подписано Англо-германское морское соглашение военно-морских сил. 30 сентября 1938 года была подписана
Англо-германская декларация. В декларации заявлялось, что подписанное Мюнхенское соглашение и англо-германское морское соглашение «символизируют волю обоих народов никогда более не воевать друг с другом», а также будут «обсуждать и консультироваться по вопросам, имеющим жизненное значение для Великобритании и Германии, улаживать все разногласия и таким образом способствовать сохранению европейского мира…»
На сегодняшний день обе страны относятся к наиболее развитым странам мира, входящих в состав «большой семерки». Их экономика имеет постиндустриальный характер. В международном разделении труда лицо обеих стран определяет промышленность, в структуре которой преобладают отрасли, выпускающих научную и техническую продукцию, ориентированную на внешние рынки. Крупнейшие монополии стран являются транснациональными. Исходя из вышеперечисленных фактов, наблюдать за развитием отношений между данными странами интересно как на международной арене, так и между ними двумя.
Экономика
15 марта 1939 года Германия и Великобритания заключили совместное соглашение в Дюссельдорфе, именуемое как «Совместное заявление «Имперской промышленной группы» и «Федерации британской промышленности»». Оно оговаривало экономический раздел Европы между монополиями Германии и Англии. Участники высказывались
за расширение существующей системы соглашений между отраслями промышленности обоих государств, отмечая что такие переговоры уже ведутся между девятью промышленными группами. Дюссельдорфское соглашение так и не вступило в силу, так как его участникам не удалось договориться по вопросам распределения капиталовложений и торговли в Центральной и Юго-Восточной Европе.
В период 1989-2000 годов ввоз товаров из Великобритании в ФРГ вырос
в 2,1 раза. Доля Англии в германском общем импорте была стабильной, незначительно колеблясь между 6,3% и 7%., т. е. в среднем 6,7%. Экспорт товаров из ФРГ в Великобританию возрос за эти же годы в 1,8 раза.
По доле в общем экспорте ФРГ Великобритания в первой половине
90-х годов превосходила США, во второй половине десятилетия отошла
на традиционное 3-е место. Доля Англии в прямых инвестициях ФРГ
от их общей суммы составила 10,3% (второе место после США - 23,6%).
Согласно отчету Бундесбанка 2012 года, Британия станет одним из самых крупных торговых партнеров Германии. Впервые за все время она обогнала Францию. За 9 месяцев объем торговли между Британией
и Германией различными товарами и услугами вырос. Построение торгово-экономических отношений также будет положительно сказываться и на другие сферы сотрудничества. Также данная ситуация выглядит несколько странно – правительство Британии параллельно заявляют о дефиците денежных средств и проблемах во внешней политике.
Летом 2019 года объем немецко-британской торговли существенно сократился. За 5 месяцев экспорт продукции ФРГ в Великобританию упал на 2,3 процента, а импорт британских товаров - на 6,1 процента, сообщает DIHK. Немецкий бизнес предупредил Лондон о последствиях "Брексита". С начала года объем торговли между Германией и Великобританией значительно снизился. Это следует из данных Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии, предоставленных в ответ на запрос информагентства 24 июля. Так, с января по май немецкие компании экспортировали в Великобританию свою продукцию на общую сумму около 35 млрд евро. Это на 2,3 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем импорта британских товаров за этот же срок сократился на 6,1 процента, до 15 млрд евро.
Таким образом, Соединенное Королевство стало седьмым по величине оборота торговым партнером Германии. В прошлом году Великобритания занимала шестую строчку, а годом ранее - пятую.
Культура
Международные культурные связи для Великобритании и Германии являются самостоятельным направлением внешнеполитической деятельности. Долгое время концепция культурных связей Великобритании, предполагая приоритетность взаимодействия в этой сфере со странами Содружества, фактически ими и ограничивалась. Среди сфер культурно-гуманитарного сотрудничества центральное место традиционно занимают образование, информация и коммуникация, и, в особенности, наука и техника.
Основной особенностью внешней культурной политики Великобритании является согласование в процессе определения ее основных направлений и целей позиций государственных правительственных органов
и интеллектуальной и художественной элиты. Особенностью внешней культурной политики Германии является ее неразрывная связь
с ключевыми задачами внешней политики государства в целом,
и, в частности, с задачей преодоления факторов, мешающих занятию страной достойного места на европейской и мировой арене. В связи
с этим вот уже восемьдесят лет основные направления и цели культурных контактов определяются геополитическими факторами и европейским интеграционным процессом.
При такой постановке целей не может быть и речи об официальном участии общественных организаций или представителей художественной и интеллектуальной элиты в формулировании внешнеполитической стратегии в сфере культуры. Реально внешнюю культурную политику Германии определяют доминирующие партии через взаимодействие специализированных органов парламента, ведомства федерального канцлера, министерства науки и технологий и конференции министров культуры федеральных земель.
При этом набор проектов и программ зарубежной работы в области культуры формируют различные формально независимые от государства организации, с которыми министерство иностранных дел согласовывает приоритеты и принципы. Сами проекты и программы осуществляются затем такими организациями самостоятельно. Основными среди них являются:
- Институт Гете;
- Германская служба академических обменов;
- организация Александра фон Гумбольдта;
- отдел международных связей при Немецком музыкальном совете;
- Немецкая комиссия ЮНЕСКО;
- Институт внешних сношений.
В вопросах культурного взаимодействия со всеми странами Германия пытается защищать и распространять собственные культурные ценности, опираясь при этом на те аспекты культурной жизни, которые делают достижения немецкой культуры конкурентоспособными в каждой конкретной стране.
Для Великобритании ключевым направлением культурно-гуманитарных связей с остальными странами является научно-технологический, образовательный и информационный обмен. Для международного сотрудничества в сфере науки и технологий британский МИД создал ряд проектов и учреждений:
- портал «Global Watch Online», который является частью международной технологической службы департамента торговли и промышленности внешнеполитического ведомства и содержит информацию от посольств Великобритании о событиях в сфере технологии во всем мире;
- портал «UK Watch Online», который также управляется департаментом торговли и промышленности и фокусирует внимание на британских достижениях, включая ключевые технологии, такие как биотехнологии;
- программу "Международные промоутеры технологий", направлением деятельности которой является обмен специалистами;
- британские исследовательские советы, объединяющие семь исследовательских советов и управление гуманитарных исследований для формирования коллективной стратегии продвижения британской науки и техники;
- британский национальный космический центр, действующий от имени правительства и исследовательских советов, обеспечивая привлечение внимания к британской политике в области мирного освоения космоса;
- службу науки и технологий, основная цель которой заключается в развитии передовых отраслей британской науки, техники и технологий и в максимизации их вклада в устойчивое развитие и качество жизни в Великобритании;
- секцию науки и техники департамента торговли и промышленности, стратегической целью которой является продвижение инноваций и максимальное использование британской науки, техники и технологий.
Международная деятельность Великобритании сегодня имеет утилитарный характер и не несет на себе политической нагрузки.
В Германии внешняя культурная политика и политика в области образования - это неотъемлемая составная часть внешней политики федерального правительства, значение которой не подвергается сомнению. Она способствует, в частности, взаимопониманию между народами, сохранению мира, предотвращению конфликтов и соблюдению прав человека. Основным программным документом, определяющим направления внешней культурной политики Германии, является "Концепция 2000", разработанная немецким внешнеполитическим ведомством. В концепции был заявлен ряд задач внешней культурной политики, имеющих обще гуманистический характер и связанных с общими приоритетами внешней политики государства.
Германия признает высокую роль культурной дипломатии в формировании внешнеполитического образа страны и придает большое значение как защите и распространению собственной национальной культуры, так и двусторонности любого диалога культур. В этом основное отличие немецкой внешней культурной политики от британской, отдавшей задачи защиты и распространения национальной культуры формально негосударственному учреждению – Британскому Совету. Для Великобритании международное сотрудничество в сферах, связанных с культурой, сегодня замыкается на науке и технологиях и является средством для экономического процветания страны в стремительно развивающемся мире. Германия не усматривает прямых экономических выгод от международных культурных связей, но высоко оценивает выгоды политические.
Политика
Политика Германии и Великобритании формировалась и развивалась
на основе комплекса общих интересов и целей в Центральной Азии, что обеспечивало определенную согласованность и синхронность действий,
а также выдвижение совместных инициатив в рамках таких многосторонних институтов, как ОБСЕ и Евросоюз. Согласованию политики, безусловно, способствовал запуск механизма Общей внешней политики и политики безопасности ЕС на основе Маастрихтского договора 1992 года. Состав и иерархия интересов в комплексе общих интересов европейских стран в Центральной Азии менялись в зависимости от различных факторов. Сразу после распада СССР задачи ядерного нераспространения обеспечили повышенный интерес ядерных Великобритании, а также Германии к Казахстану, где располагались крупные стратегические ядерные силы.
Религия
В Великобритании основные религии: христианство (71,6 %), ислам (2,7 %), индуизм (1 %), сикхизм (0,6 %), иудаизм (0,5 %), буддизм (0,3 %). Другие религии - 0,3 %, атеисты -15,5 %, воздержались от ответа - 7,3 %. На территории Англии существует церковь с государственным статусом, светский глава которой — британский монарх. Церковь Англии — одна из поместных церквей, входящих в Англиканское сообщество, имеющее своим духовным лидером Архиепископа Кентерберийского.
Основным вероисповеданием в Германии является христианство. Их доля составила 58-59% населения. На востоке страны население причисляет себя к атеистам и агностикам. Православные составляют от 1,9-2,7%. Около 5,5% от населения исповедуют ислам и чуть менее половины из них являются гражданами Германии. Другие религиозные общины составляют менее 1% жителей страны. Религиозная принадлежность регистрируется по месту прописки добровольно и самостоятельно.
Итоги
Взаимоотношения, в сферах экономики, политики, культуры и религии, Великобритании и Германии остаются актуальными, в плане изучения,
и по сей день. Данные страны имеют богатую историю развития своих отношений и продолжают их развивать на сегодняшний день.
Оба государства сохранили тесные экономические отношения после выхода Британии из ЕС. Великобритания и Германия являются одними
из мировых лидеров, которые хотят сохранить стабильный экономический рост. Германия является вторым крупнейшим торговым партнером для Великобритании и второй страной, из которой поступают иностранные инвестиции. 13 декабря 2019 года канцлер ФРГ Ангела Меркель поздравила премьер-министра Бориса Джонсона с победой на парламентских выборах.
Исходя из анализа взаимоотношений данных стран, можно с уверенностью сказать, что Великобритания и Германия останутся мировыми лидерами.
Их географическое положение позволяет укрепить отношения в экономической, культурной, религиозной и политической сфере.