Имя Говарда Филлипса Лавкрафта российским читателям известно, в основном, в связи с созданной им Вселенной "Мифов Ктулху" — так назвал этот цикл произведений писатель и большой поклонник творчества Лавкрафта Август Дерлет.
За последние десятилетия вымышленное божество Ктулху "пустилось", пожалуй, в весьма неожиданное для его автора "путешествие", став интернет-мемом. Неизвестно, обрадовался бы Лавкрафт такому повороту событий, но думается, популярность Ктулху в интернете может привлечь внимание читателей и к другим работам его создателя.
Начнём с биографии Лавкрафта. Во многих статьях упоминается об эксцентричном характере писателя, нелюдимости, снобизме и прочих, возможно, не слишком привлекательных чертах и чёрточках его личности. Думается, Лавкрафт прежде всего — творец, который, с детства находился в сложных жизненных обстоятельствах (болезнь родителей, собственное некрепкое здоровье, замкнутость, безденежье и т.д.), но сумел найти себя. Не причиняя никому вреда, он развивал свою эрудицию и писательский талант. И даже свои детские кошмары смог поставить на службу вдохновению, создав чудесные и величественные Вселенные, кипящие самой причудливой жизнью.
Иногда Лавкрафта упрекают в "самокопировании". Но здесь не всё так однозначно: упоминание того же "Некрономикона" (главной мистической книги лавкрафтовой Вселенной) в нескольких произведениях, скорее связывает их сюжеты между собой. Всё это — части единого мира. Мира маленьких городов и огромных планет, странных семей, опасных тварей и множества загадок.
Особенно очаровательна у Лавкрафта "интеллектуальная эстетика": воспевание начитанности, эрудиции и творческих поисков. Или искусства древней расы пришельцев. Эстетика библиотек, старых книг и совсем древних манускриптов, забытых языков, опытов и исследований. Даже волшебство здесь становится результатом научных изысканий.
Воображение Говарда Лавкрафта, кажется, было безграничным: сотни фантастических существ со своими биографиями (и биографиями внеземных народов), оригинальной историей, взаимодействием с другими инопланетными "этносами". Потрясающее внимание к мелочам, доходящее до детальнейшего описания жилищ (неважно, идёт речь о домике в провинциальном городе или дворец гостя с далёкой планеты подо льдами Антарктиды). Этим скрупулёзным подходом Говард Лавкрафт иногда напоминает Николая Гоголя.
Единственное, чего может не хватить современному читателю у Лавкрафта — это, как ни странно, кошмара. Лавкрафт сегодня — это скорее захватывающая научная фантастика (иногда немного мистическая), чем horror. Хотя его творчество повлияло на множество писателей, работающих в жанре ужасов. Даже на Стивена Кинга.
При всём сказанном выше, жанр произведений Лавкрафта, как его принято оценивать, — это именно "ужасы". Но страх здесь связан с восприятием: здесь пугает то, что непривычно для глаз (а порой и незримо) и недоступно разумению, в отличие от того же Кинга, любящего сообщить читателю "кровавые" подробности.
Лавкрафт не был широко известен: его произведения печатались в дешёвых журналах, не принося особого дохода. Был ли он счастлив? Хочется верить в это, поскольку, он говорил об интересном и важном для себя, кроме того, находя единомышленников, сумевших по достоинству оценить его индивидуальность и его талант.