Христианская НФ – поджанр христианской и научно-фантастической беллетристики, где сильны христианские темы, или произведения написаны с христианским мировоззрения. Такие темы могут быть едва различимыми и выражаться аналогиями, или более выраженными. Серьезное влияние на жанр обнаруживают в творчестве таких авторов, как Клайв Степлз Льюис, а также – более современных авторов типа Стивена Лохеда.
Влияние
Несмотря на то, что более ранние книги типа «Мессия Цилиндра» Виктора Руссо, написанного в 1917 г., считаются частью христианской НФ, Джон Морт считает наиболее влиятельным автором в поджанре Клайва Степлза Льюиса – «плодовитого писателя, написавшего книги о христианской НФ и теологии для обычного читателя». В своей книге «Когда мир столкнулся с движением: изучение фантазии и эволюции» Джон Дж. Пирс представил утверждение в пользу того, что Льюис частично писал в рамках «Уэльсианства» — «антропоцентрической эволюционной мифологии», которую он считал ложной и богохульной, осуждая мировоззрение Герберта Уэллса в книгах типа «За пределы безмолвной планеты». Несмотря на изменчивость степени влияния Льюиса, Морт, в частности, указывает на книгу Мадлен Л’Энгль «Излом времени», как на христианскую фантастическую книгу, которую, как он указывает, нельзя читать «не вспоминая «Нарнию» Льюиса». (Конечно, «Нарния» была в жанре фэнтези, а не фантастики, но Морт отмечает схожести в стиле и повествовании). Среди других авторов, на которых ссылается Морт, говоря о развитии христианской фантастики, указаны Джон Толкиен, Джордж МакДональд и Чарльз Уильямс.
Критика
Морт говорит, что одной из сложностей, с которой сталкиваются писатели в этом жанре, поддерживающие креационизм (особенно пишущие «твердую» НФ) – осознание границ, в которые автор помещен при исследовании науки в пределах креационизма. Это делает ее еще ограниченнее, когда речь идет о том, что значение «будущее, определенное свыше» ограничивает способность автора представлять себе возможные варианты будущего. К примеру, первую из них Пирс определил как проблему с одной из книг Р. Лафферти, «несовместимой даже с концептом биоэволюции», тогда как Том Дойль отмечает предсказуемость христианской апокалиптики, как он отмечает, связанной с «особенным пониманием библейского пророчества».
Эти сложности проявляют проблемы, связанные с ограничениями жанра. Так, несмотря на определение христианской НФ, Дойль сомневается в том, могут ли книги подпадать под этот поджанр. В исследовании христианской апокалиптики Дойл замечает, что она нередко считается христианской НФ, но говорит, что эта классификация – неверна.