Поезд, запущенный в 1883 году бельгийским предпринимателем Жоржем Нагельмакерсом, стал самым знаменитым в мире. История «Восточного экспресса» и его маршрутов расписана на страницах не одной книги, и задолго до того, как знаменитый Orient-Express был возрожден американским бизнесменом Джеймсом Шервудом в 1982 году, «Восточный экспресс» стал символом всего самого интригующего, романтического и таинственного, что может быть связано с международным путешествием по железной дороге.
Изначально «Восточный экспресс» курсировал между Парижем и Стамбулом, но затем стали появляться новые маршруты (и варианты названий). В довоенные годы Orient-Express ассоциировался с элегантностью, роскошью и кулинарной изысканностью. И в наше время Venice Simplon-Orient-Express старается не терять этих качеств.
Маршрут
Основные маршруты «Восточного экспресса» проходят через три самых привлекательных европейских города:Лондон, Париж и Венецию. Шоколадно-кремовый поезд British Pullman отправляется от железнодорожного вокзала Виктория в Лондоне, проходит по графству Кент и устремляется к Ла-Маншу. Во Франции ярко-синий поезд ,с приметной латунной эмблемой и облаченным в униформу и белые перчатки персоналом, провезет вас по северной Франции до столицы, в пути вас накормят обедом из четырех блюд. Еду здесь готовят просто великолепно, а подают в вагонах-ресторанах, декорированных работами Лалика и обшитых деревянными панелями (Лалик — выдающийся французский ювелир и стекольных дел мастер, работавший в начале XX века в стиле ар-нуво).
В Париже поезд прибывает на Gare de l Est, ту же станцию, с которой отправлялся в путь первый «Восточный экспресс» 4 октября 1883 года. Пассажиры, слоняющиеся по перрону, контрастируют с пианино в оформленном в стиле ар-нуво вагоне-баре и с музыкой начала XX века. Целый мир отделяет «Восточный экспресс» от реальности iPod ов и современных парижан.
Скорей всего будет темно, когда поезд будет ехать по холмам винного региона мимо виноградников пино-нуар, шардоне и пино-менье. Кстати, именно из этих сортов винограда делают шампанское, которое подают на борту «Восточного экспресса». Пассажиры спят в восточной Франции и северной Швейцарии, а просыпаться начинают обычно восточней Цюриха. Не спать слишком долго стоит хотя бы для того, чтобы не пропустить виды на водную гладь Цюрихского озера и величественные пики швейцарских Альп. Все это разительно отличается от ландшафтов и архитектуры, которые можно было наблюдать в окна поезда предшествующим вечером.
Остановка в тирольской столице, городе Инсбрук, это возможность немного размять ноги, перед тем как поезд отправится на юг и, пройдя через перевал Бреннер, пересечет итальянскую границу. Время от времени по бокам от поезда появляются каменные крепости, нависающие над долинами. Обед подается в тот момент, когда поезд спускается с горы на границе с Италией, проезжая мимо небольших деревушек с виноградниками и фруктовыми садами.
Архитектурная стилистика каменного замка и дворцового комплекса Кастелло-дель-Буонконсильо в итальянском Тренто демонстрирует переход от центральноевропейской к средиземноморской культуре. Поезд катится параллельно реке Адидже и въезжает в Верону, для большинства ассоциирующуюся с несчастной любовью героев шекспировской трагедии и операми Джузеппе Верди, которые очень красиво исполняют в римском амфитеатре города.
Послеобеденный чай подают в то время, когда Orient-Express едет по сельской глубинке округа Венето, в которой много огромных сельскохозяйственных комплексов, особенно в окрестностях Виченцы. Последний крупный город перед прибытием в пункт назначения — Падуя. Это город, в котором Галилео Галилей некогда читал лекции по математике в местном университете, основанном в 1222 году. Дамба, связывающая Венецию-Местре с островом (Местре — пригород Венеции) — последний отрезок пути, за которым виднеются черепичные крыши Венеции и вздымающиеся над ними башни и купола средневековых соборов. Когда поезд прибудет на станцию и вы пройдете через терминал Санта-Лючия, то окажетесь прямо на берегу Гранд-канала.
Есть еще несколько вариантов путешествия до Венеции на «Восточном экспрессе» с отправкой из Парижа. Иногда маршруты поезда проходят через Восточную Европу. Например, на семидневном маршруте от Венеции в Лондон пассажиры проводят две ночи в Кракове и Дрездене, перед тем как прибыть в Лондон.
В 2013 году появились новые маршруты Венеция — Копенгаген и Венеция — Стокгольм. Раз в год Orient-Express преодолевает путь, наиболее близкий к оригинальному маршруту 1883 года, Париж — Стамбул. Как правило, во время этой поездки по одной ночевке приходится на Будапешт и Бухарест, а в качестве одной из экскурсий пассажирам предоставляется возможность посетить бывшую летнюю резиденцию румынского короля в Карпатах. Кстати, в этом дворце первых пассажиров «Восточного экспресса» некогда приветствовал король Кароль I.
Заказ билетов
Резервирование билетов Orient-Express UK (0845 077 2222; vsoe.com).
Время
Поезд ходит с конца марта по начало ноября по разным маршрутам, длительностью от одного дня до шести ночей. Лучшее время для поездок по самому популярному маршруту Лондон — Париж — Венеция — весна и осень, когда не слишком холодно и не слишком жарко.
Стоимость
Классическая поездка с одной ночевкой от Лондона до Венеции (или от Венеции до Лондона) стоит от 1920 ф. ст. на человека в двухместном купе и включает в себя еду по меню Table D Hote (выбор по одному блюду из каждой категории). Новый маршрут от Венеции до Стокгольма включает в себя семь ночевок: две в отеле Cipriani в Венеции, две в поезде, одну в Копенгагене и две ночи в Стокгольме в Гранд Отеле. Стоимость билета составляет от 4860 ф. ст. на человека, включая перелет из Лондона и в Лондон. Цены на путешествие из Парижа в Стамбул начинаются с 11000 ф. ст. с человека.
На борту
Путешествие на борту «Восточного экспресса» похоже на путешествие вспять по реке времени в «старые добрые времена» 1920-ых годов. «Золотые двадцатые» проявляются и в качестве декора (инкрустации, мозаика по дереву и стеклянные панели в стиле ар-деко, роскошные кресла в трех вагонах-ресторанах), и в сервисе, и в меню.
В купе удобные верхние и нижние полки, но довольно скромные размеры. Можно немного увеличить общую площадь, объединив два купе в одно. К удивлению тех, кто не удосужился прочитать полное описание поезда, туалеты оказываются в конце коридора, а душевых кабинок вообще нет. В конце концов, вы покупаете эксклюзивное путешествие в прошлое, в начало прошлого века. Вагон с баром и пианино - «сердце» социальной активности поезда. Есть небольшой магазинчик с сувенирами.
Еда (преимущественно французская кухня) соответствует стандартам ресторанов со звездами Мишлен. Для многих пассажиров приятным сюрпризом становятся серебряные столовые приборы, хрустальные бокалы и накрахмаленное постельное белье. Континентальный завтрак подается прямо в купе.