Найти тему
Кино Любитель

Певец из собачьей будки

Кадр из фильма "Карьера Спирьки Шпандыря"
Кадр из фильма "Карьера Спирьки Шпандыря"

Время от времени начинаю смотреть старые фильмы, при этом стараюсь специально заранее не узнавать о нем какие-нибудь сведения. Чтобы, так сказать, мнения других зрителей невольно не оказывали влияние на личные впечатления.

Вообще, немые фильмы тяжелы для просмотра современным киноманам, все-таки привычку к комфортному качеству изображения и звуку никуда не деть. Тем не менее, такие фильмы как бы позволяют, словно на машине времени, перенестись в другую эпоху, вдохнуть воздух практически столетней давности, почувствовать себя жителем тех времен, прикоснуться к навсегда ушедшим деталям быта...

На глаза мне попалась кинокартина «Карьера Спирьки Шпандыря» 1926-го года выпуска. С первых кадров стало ясно, что рассказ в ней ведется о некоем уличном великовозрастном шалопае, живущем на улице и промышляющим мелким грабежом. Появление на первой минуте кинокартины этого босяка из собачьей будки сопровождал титр об исполнителе роли, и поначалу я даже не понял, при чем здесь Леонид Утесов. Может, автор сопровождающей фильм музыки?

Леонид Утесов собственной персоной
Леонид Утесов собственной персоной

Только спустя несколько мгновений до меня дошло, что молодой худой прохиндей с хитрой улыбкой и есть тот самый знаменитый певец, которого мы все привыкли видеть в уже достаточно солидном возрасте. Вот что значит сложившийся стереотип, что в кино Утесов дебютировал в 1934 году в фильме «Веселые ребята»! Между тем на момент съемок у Александрова джазовому исполнителю уже было 39 лет, и он вступал в свою творческую зрелость.

Очень интересно было увидеть Утесова по-настоящему молодым. В принципе и сам фильм "Карьера Спирьки Шпандыря"в отличие от многих своих ровесников получился вполне смотрибельным.

Вначале я думал, что сюжет по сложившейся позже традиции будет состоять в том, что вор Спирька Шпандырь постепенно откажется от своих бандитских привычек и перевоспитается в трудовом духе, и именно в этом состоит суть названия произведения. Но оказалось, что режиссер, мысля шире, придумал другой, на мой взгляд, более фантастический выверт.

Спирьке стало скучно в Москве, и он вдруг ни с того ни сего отправился жульничать за границу. В этот момент мне на память почему-то сразу пришли строчки одного из героев эмигрантской песни, который тоже без видимой мотивации однажды отправился за границу, а конкретно в Америку:

Сюда припёрся я из знойного Сухума,
Там по профессии я был кавказский вор.
Да лучше б сохнуть мне в пустыне Кара-Кума,
Чем подписать себе позорный приговор.


Когда приехал попытался, где возможно,
По специальности работать воровской.
Всё незнакомо мне и очень осторожно
Шманать карманы начал опытной рукой.

Но по карманам шастать быстро надоело,
И я полез туда где целый миллион, -
Так полицейские наручники надели,
Я был в тюрьму для уголовников свезён.

В отличие от потомка, воспетого Вилли Токаревым, на удивление дела Спирьки Шпандыря, приехавшего в панскую Польшу, складывались на новом месте вполне гладко. Ну, отмутузили его для начала местные правоохранители, посадили в кутузку, но уже вскоре он скорешился с местными эмигрантами, покинул тюрьму и дела его пошли резко в гору.

Надо сказать, что похождения Спирьки сняты достаточно весело и завлекательно: общение с колоритными высокими заграничными чинами, переодевания в разные модные наряды того времени, танцы, объятия с различными женщинами, причем иногда сразу с двумя одновременно, но вот конкретно понять, чем именно занимался Шпандырь, мне лично было не совсем понятно.

Вначале вроде бы какая-то провокация на польско-советской границе - кто-то кого-то схватил, затем непонятные события (тоже провокация?) в советском торгпредстве в Берлине, затем организация покушения на советского посланника Красина в Париже… Вообщем, если кто-то из читающих эти строчки посмотрит фильм, напишите точнее, что именно происходит по ходу фильма.)) Более-менее понятна только история в Амстердаме, где Спирька на заседании неких меньшевиков, выдавая себя за их собрата, сбежавшего от ужасов совдепии, под шумок очищает карманы собравшихся.

Спирька Шпандырь с красивой дамой
Спирька Шпандырь с красивой дамой

Нельзя не упомянуть о главной беде немых фильмов, проявившейся и здесь, – это совершенно не связанное с действием музыкальное сопровождение, по крайней мере, при нынешнем восстановлении. Фильм идет сам по себе, музыка сама по себе. Веселая музыка может играть в драматические моменты, а тревожная сопровождать в комические моменты. Это мешает нормальному восприятию сюжета и вносит сумятицу и в без того не всегда понятные немые кадры.

В целом фильму я ставлю по своей шкале оценку 5,5 Это значит один раз посмотреть можно.)

Моя классификация:

3,5 и ниже - бред сивой кобылы

4,0 – провал

4,5 – неудачный фильм, можно не смотреть

5,0 – если не жаль время, один раз можно глянуть

5,5 – один раз надо посмотреть

6,0 – можно пересмотреть и еще один раз

6,5 – отличный фильм, можно неоднократно пересматривать

7,0 – шикарный фильм, вызвавший по-настоящему сильные эмоции

7,5 и выше – шедевр, единичное произведение мирового уровня на все времена