Я уже много рассказывал о Канарских островах, в частности, о Тенерифе. Для меня, да и для многих других, этот край стал олицетворением безмятежного отдыха и ярких впечатлений.
Но так было не всегда. История острова знает и печальные страницы. И я не имею ввиду давно минувшие дни прошлых веков, а события относительно недавние.
Конечно, 1977 год – это достаточно далекое прошлое, но 27 марта навсегда стал, пожалуй, самым черным днем в истории Тенерифе, в памяти ныне живущих поколений…
В это день канарские сепаратисты (оказывается, были и такие) взорвали бомбу в аэропорту «Гран-Канария» на одноименном острове. Взрыв не причинил серьезного вреда, но привел к закрытию воздушной гавани на несколько часов. «Гран-Канария» – один из самых впечатляющих аэропортов Испании, его взлетная полоса, служившая в свое время запасной для космических кораблей «Спейс-шаттл», могла принимать «Боинг -747», в 70-е годы самый большой самолет в мире. В итоге лайнеры стали разворачивать в аэропорт «Лос-Родеос», Ла-Лагуна, Тенерифе.
Хотя «Лос-Родеос» мог принимать «Боинг-747», но не был толком готов к резкому и внезапному увеличению нагрузки – его поле быстро забилось прибывающими самолетами, которые заняли все стоянки и часть «рулежек». Единственная взлетная полоса была постоянно занята взлетающими и садящимися лайнерами.
Аэропорт расположен в северной части Тенерифе, которая отличается достаточно влажным климатом зимой и в межсезонье. 27 марта на «взлетку» спустился густой туман.
Гигантский «Боинг 747» голландской компании KLM, 234 пассажира и 14 членов экипажа, готовился к взлету, для чего проследовал вдоль всей взлетной полосы и развернулся на 180 градусов в конце нее. Чтобы хоть чуть разгрузить аэропорт, почти без паузы за ним этот же маневр должен был осуществить такой же самолет американской «PanAm» с 384 пассажирами и 12 членами экипажа.
Чтобы освободить полосу для взлетающего «голландца», диспетчер направил американский «Боинг» на ближайшую боковую «рулежку», намереваясь затем перевести на главную. Но, чтобы попасть на нее, огромному самолету требовалось развернуться под острым углом, чего он в принципе не мог сделать. Американский экипаж решил, что диспетчер направил их самолет на другую, более удобную рулежную полосу и последовал дальше по «взлетке», не сворачивая.
Голландский капитан «Боинга» неправильно понял говорившего с сильным акцентом диспетчера, решив, что ему разрешили взлет, хотя тот лишь зачитал ему последовательность действий, описав происходящее на полосе. Туман скрыл от него двигающийся навстречу лайнер.
В итоге взлетающий самолет KLM пропорол еще неубранными шасси фюзеляж не успевшего свернуть «американца» и рухнул на полосу. Начался пожар. Части пассажиров «PanAm» удалось выбраться через образовавшиеся от удара пробоины в корпусе. Из голландского самолета не спасся никто.
Это авиапроисшествие и на сегодняшний день остается крупнейшим в истории гражданской авиации.
Сейчас жизнь на Тенерифе идет своим чередом, миллионы туристов прилетают на остров, радуясь предстоящему отдыху. Лишь немногие из них удосужатся добраться до проржавевшей, обрывающейся в небесах винтовой лестницы почти забытого мемориала на окраине Ла-Лагуны и вспомнят о далеком дне 27 марта…
Хотите узнать мое мнение об обмотке багажа в аэропорту <--Кликать сюда!
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, в Италию, в Испанию, в Эстонию, а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов". <--Кликать сюда