Найти в Дзене
Тышкевич

„Нет женщины, которая хотя бы во сне не изменила мужу...“

„Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка". ЧАСТЬ ВТОРАЯ Что спасает ее от тоски? В окружении Шанель всегда было много мужчин и приятельниц. В депрессии Коко помогает ее подружка Мися. Мися Серт - по своему уникальная женщина. Урожденная Мария-София-Ольга-Зинаида Киприановна Годебская - пианистка, модель известных художников, хозяйка музыкального и литературного салонов, она была в то время уже в третий раз замужем за каталонским художником Сертом. Женщина очень своеобразная, хоть и с подленьким душком, она прошла рядом с Коко 20 лет, как то Шанель скажет, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой». Это с Мисей Серт она встречается со сливками богемы Парижа. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди. Ещё в 1913 году Коко случайно попала в парижский театр Champs d'Elisee на премьеру русского балета Сергея Дягилева "Весна священная" с музык

„Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка".

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Что спасает ее от тоски?

Misia Godebska (1872-1950)
Misia Godebska (1872-1950)

В окружении Шанель всегда было много мужчин и приятельниц. В депрессии Коко помогает ее подружка Мися. Мися Серт - по своему уникальная женщина. Урожденная Мария-София-Ольга-Зинаида Киприановна Годебская - пианистка, модель известных художников, хозяйка музыкального и литературного салонов, она была в то время уже в третий раз замужем за каталонским художником Сертом. Женщина очень своеобразная, хоть и с подленьким душком, она прошла рядом с Коко 20 лет, как то Шанель скажет, что без нее она бы так и умерла «полной идиоткой».

Молодая Коко Шанель, 1920 год
Молодая Коко Шанель, 1920 год

Это с Мисей Серт она встречается со сливками богемы Парижа. Шанель знакомится с художниками Пабло Пикассо и Сальвадором Дали, драматургом Жаном Кокто, поэтом Пьером Реверди.

Ещё в 1913 году Коко случайно попала в парижский театр Champs d'Elisee на премьеру русского балета Сергея Дягилева "Весна священная" с музыкой Игоря Стравинского. Это непривычное, дикое по тем временам для рафинированной публики зрелище повергло зал в шок. Зрители шумели и свистели, спектакль был прерван. А Коко влюбилась в порывистую хореографию Нижинского, в странные костюмы Врубеля, в завораживающую музыку.

С. Дягилев и Мися Серт
С. Дягилев и Мися Серт

Мися знакомит Коко с немалым количеством известных русских эмигрантов, сводит и с Сержем Дягилевым, организатором балетных «Русских сезонов». За кулисами Шанель видит выкладывающихся на репетициях танцоров. Они поражают ее, позже она говорит, что училась у них отдаче своему делу.

У нее в ателье начинают  работать  рукодельные русские эмигрантки, делая ручную вышивка, привнося в модели Шанель славянские мотивы.

Творческий человек, в прошлом нищая сирота, Шанель готова помогать талантливым людям. 300 000 собственных франков вручила она Дягилеву  на новую постановку «Весны священной», композитор  Игорь Стравинский с больной женой и четырьмя детьми 2 года живёт продолжительное время  на её вилле на  «полном пансионе.

-5

Дружба эта будет казаться многим подозрительно крепкой. Им приписывают роман уверенные в том, что два таких ярких человека просто не могли не сойтись ближе, снято даже кино. Шанель бескорыстно шила костюмы для балетов Стравинского, их многое соединяло. Но есть и другая версия, что Коко не ответила взаимностью на чувства композитора.

И́горь Фёдорович Страви́нский (1882-1971)
И́горь Фёдорович Страви́нский (1882-1971)

„Нет женщины, которая хотя бы во сне не изменила мужу.“

Но ведь Шанель приписывают и короткий роман с Пикассо. Тот тоже крутился в это время рядом с русским балетом. Был явно ей впечатлен.

Пабло запомнил, что был поражен как Шанель вдруг по наитию использовала брошь, как украшение на женский свитер, нонсенс по тем временам, сейчас вполне заурядная и модная примочка.

Достоверных сведений по поводу этих мифических отношений нет, но без любви с русским не обошлось.

Великий князь Дми́трий Па́влович (1891-1942)
Великий князь Дми́трий Па́влович (1891-1942)

Ее новым милым другом у 1920 году становится аристократ царской крови. Шанель покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича Романова, кузена Николая II. Несмотря на скандальную для тех времен разницу в возрасте, Шанель  было 37 лет, а князю Дмитрию не было и 30, их знакомство быстро перерастает в роман. Он поддерживает Шанель морально, она его с помощью кошелька.

Дмитрий Романов помогает своей  возлюбленной в расширении дела: знакомит с влиятельными людьми, предлагает использовать красивых русских девушек-эмигранток из хороших семей в качестве манекенщиц.

„У судьбы нет причин без причины сводить посторонних.“

Он знакомит её с парфюмером, французом русского происхождения Эрнестом Бо, которого она берет в парфюмерных отдел своего Дома. Коко ненавидела навязчивые цветочные запахи в парфюмерии.

"Я очень люблю запах розового масла, но женщина, которая пахнет только им, совершенно бездарна."

Эрнест Эдуардович Бо (1881-1961)
Эрнест Эдуардович Бо (1881-1961)

Она подвигает Бо на создание первых духов со сложным ароматом, таких до этого никто ёще не делал.

«Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк».

Эрнест, в прошлом парфюмер царского двора, экспериментирует с целой палитрой запахов (80 ингредиентов) и добивается нового оттенка нот, используя альдегиды. Образцы ей нравятся.

Фото знаменитого американского фотографа Виджи с Chanel №5 в главной роли, 1959 год
Фото знаменитого американского фотографа Виджи с Chanel №5 в главной роли, 1959 год

Из серии вариантов заказчица выбрала пятый, счастливый для неё, номер. Так в 1921 году родился легендарный парфюм Chanel №;5. Теперь любая женщина мира хотела хотя бы попробовать этот  аромат.

„«Когда надо пользоваться духами?» — спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», — отвечаю я.“

Первые 100 духов Шанель не продала, а подарила – самым влиятельным и красивым женщинам. Аромат становится символом хорошего вкуса и роскоши.


-11

Успеху этого парфюма гораздо позже способствовала Мэрилин Монро, кокетливо признавшись, что на ночь она одевает «только пару капель Chanel №5». Миллионы бутылочек духов моментально разошлись в мире. Женщины услышали.

„Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.“

В 1925 году на флаконе духов впервые появится фирменный знак Шанель. Одна из версий – это всего лишь инициалы Коко Шанель (Coco Chanel),  другая –«двойная подкова», символ удачи из эскиза.Врубеля.

Через год их романа Дмитрий  уезжает в Америку. Там он нашёл состоятельных невесту и неплохо поднялся на продаже шампанского. Но пара сохранила  дружеские отношения. Шанель называла  князя «гением полезных знакомств."

Коко и 3-й герцог Вестминстерский, 1 мая 1924 года
Коко и 3-й герцог Вестминстерский, 1 мая 1924 года

В 1924 году Коко за сорок, она встречает богатейшего человека Англии Хью Ричарда Артура Гросвенора, 2-го герцога Вестминстерского.  Тот, большой сумасброд по кличке "Бендор", так звали скаковую лошадь в фамильной конюшне,  теряет от неё голову и долго её добивается..  Симпатяга Бонни, которому исполнилось 45; рослый, белокурый с рыжеватым отливом и бледно-голубыми глазами; обожавший женщин, лошадей и яхты, " толстяк-охотник", как его ещё называли, не ждал, что видавшая виды  французская "кокотка" станет для него неприступной крепостью. Он ещё не понимал, кто такая Коко Шанель.

„Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.“

Коко Шанель и Хью Гросвенор, герцог Вестминстерский, 1920-е годы
Коко Шанель и Хью Гросвенор, герцог Вестминстерский, 1920-е годы

Их связь продолжалась то ли 6, то ли 10 лет. В лондонском престижном районе Мейфэр он купил ей дом, а в 1927 году подарил участок земли во французской Ривьере в Рокебрюн-Кап-Мартен, где Шанель построила виллу Ла Пауза.

Говорят, герцог предлагал ей руку и сердце,  но она  отказала. Сам он успел за это время дважды жениться и развестись. Впоследствии Коко утверждала, что Бонни хотел от неё наследника, но она то знала о своём бесплодии.

Хью Ричард Артур Гросвенор, 2-й герцог Вестминстерский (1879-1953)
Хью Ричард Артур Гросвенор, 2-й герцог Вестминстерский (1879-1953)

„Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные — её тени…“

При прощании, на яхте, по легенде, он подарил ей большой изумруд,  она бросила его в воду. Да кто он был такой, чтобы решиться бросить её? Всего лишь какой то герцог.

„Если человек говорит плохо обо всех женщинах, это, как правило, означает, что он был сожжен одной из них.“

Одно из первых платьев Chanel на аукционе, 1978 год
Одно из первых платьев Chanel на аукционе, 1978 год

Кульминацией стиля  Шанель стало ее маленькое черное платье, созданное в 1926 году. Родом из детских воспоминаний приютской жизни, где она носила нечто подобное с маленьким белым воротником.

„Женщина ближе всего к наготе, когда она хорошо одета."

-16

В 29-ом она с Мисей Серт последними  прощаются с Сергеем Дягилевым, когда он умирал в Венеции. Они же на свои деньги его итзоронят.

„Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.“

Кутюрье на курорте в Биаррице, примерно 1928 год
Кутюрье на курорте в Биаррице, примерно 1928 год

В 1931 году она поехала в Голливуд по личному приглашению. Постарался Дмитрий.  Сэмуэль Голдуин приглашает её в Голливуд работать над стилем звезд кино.

„У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей.“

Патриарх Голливуда был настолько впечатлен личностью и работами Шанель, что в одночасье предложил ей миллион долларов (сейчас эта сумма составила бы 75 млн) за то, чтобы она одевала кинозвезд. Кутюрье с радостью согласилась, однако вскоре студия отказалась от сотрудничества с француженкой, так как посчитала, что ее чересчур простые, по понятиям Голливуда, наряды не совсем выгодно смотрятся на экране. С тех пор Шанель считала этот город кино «столицей плохого вкуса».

Коко с американской актрисой Иной Клэр, 1931 год
Коко с американской актрисой Иной Клэр, 1931 год

К 50 годам у Коко всемирная известность, богатство и слава. Но рядом так и нет постоянного спутника.

„После пятидесяти в счёт идут уже дни.“

И тут её взгляд обращается на Поля Ирибарнегаре — журналиста, иллюстратора, декоратора и просто любителя повеселиться. В свете он был известен как  Поль Ириб. То, что начиналось как ни к чему не обязывающий флирт, переросло в серьезные отношения.

-19

Поль, баск по национальности, её ровесник, в своё время окончивший архитектурные курсы при Академии художеств, в 1900 году являлся самым молодым архитектором Всемирной выставки. Остроумный карикатурист, он был близок с Кокто. В мир моды он вошел, создавая в 1908 году модный каталог для вечного конкурента Шанель Поля Пуаре. Он же придумал для того и логотип с розой. С Коко Ириб был лично знаком с 1914 года.

И вот прошли годы. У них, набирая обороты, начинаются отношения. В 30-е годы Ириб из хрупкого юноши превратился в импозантного, элегантного мужчину с густой шевелюрой и пронзительным взглядом умных глаз.

Шанель в Париже, примерно 1932 год
Шанель в Париже, примерно 1932 год

По натуре авантюрист, он был охоч до роскоши. Все его прежние связи и браки были явно по расчету. Ириб уже успел поработать в Голливуде. Со своей последней американской женой он находился на грани развода, успев почти разорить ее. Любвеобильный, весёлый и жизнерадостный, он искал новых приключений во Франции.

Обаятельный прохвост скорей всего нацелился на Коко, как охотничий трофей. Она же загорелась, Коко сняла для встреч с жиголо усадьбу «Ла Жербьер», неподалёку от Парижа. Дальше больше, Шанель покупает новое любовное гнездышко –замок Мениль-Гийом с 350 гектарами земли.

В 1930-ом в своём особняке Коко демонстрирует созданную ей первую коллекцию  ювелирных украшений.

-21

«Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото».

Первую бриллиантовую она представила в 1932 году. У нее все было наоборот, ее вдохновляла Великая Депрессия. В коллекции были  украшения в виде созвездий, на которые смотрят, обычно, в надежде на лучшее.

Эта коллекция вызвала сенсацию, чего чего, а этого от неё не ждали. Все знали, Шанель ненавидит драгоценности.

«Выбирая аксессуары, снимите то, что надели последним».

Появляется знаменитая жемчужная нить – украшение вне времени. Это она сделала его модным.

„Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!“ е оружие! Скромность — это верх элегантности!“

-22

Она вводит в моду крупную бижутерию,  броши-камелии и искусственный жемчуг.  

Флиртуя с Ирибарнегаре, Шанель и предположить не могла, что лёгкая интрижка перерастёт в глубокое чувство. Она серьезно задумывается о замужестве. У Ириба развод еще до конца оформлен не был, но он был готов довести дело до конца. Любовь Ириба к наживе и молоденьким девицам Шанель не смущали. Её друзья считали, что этот демон околдовал её.

Ириб занимается оформлением декоров, сочиняет Коко рекламные слоганы. Изредка они выезжают в свет. Страна в эти чумные предвоенные годы веселилась по полной, костюмированные балы, маскарады с фейерверками шли чередой.

-23

Подвенечную фату Коко не удалось надеть и в этот раз. В знойный сентябрьский день 1935 года парочка находилась в курортном Рокебрюне. Её любимый Поль играл в теннис. Появилась улыбающаяся Коко. Ириб, увидев её, сделал шаг навстречу и рухнул как подкошенный, ухватившись за сердце. Прибывшие медики зафиксировали смерть. Поль Ириб скончался  на руках Коко ещё до их приезда.

Летом 36-го года Париж охватывает массовая забастовка. По призыву левых сил работники требуют повышения зарплаты и новых профсоюзных договоров. Её портнихи не пускают Шанель в собственный Дом моды. Она разъярена. Приходится идти на мировую. Ведь они сорвут выставку новой коллекции.

„Элегантность не в том, чтобы надеть новое платье. Элегантна – потому что элегантна, новое платье тут ни при чем.“

-24

"… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, которые более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин».

Габриэль (Коко) Шанель, 1936 год
Габриэль (Коко) Шанель, 1936 год