Наталья Тимощук родилась в Харькове. Там выучилась на экономиста и сейчас преподает в бизнес-школе университета имени Каразина. У девушки есть парень Андрей. Еще она решила научиться играть на укулеле. В 2017 году сестра Натали родила дочь, которую назвали Миленой.
Периодически Наталья пишет философские посты в Facebook, украшая их своими фотографиями. Девушка довольно коммуникабельный человек, у нее почти 1800 друзей в соцсети. Среди них есть владелец известного издательства и даже бывший советник главы Администрации президента.
Но Наталья Тимощук - Facebook-бот. Вся ее жизнь вымышленная, а фотографии украдены из аккаунта ВКонтакте Лилии Мыц (Лилии Мыц), которая живет в белорусском городе Брест и вряд ли догадывается о своем альтер-эго: бизнес-школе, любимом Андрее, укулеле и племяннице Милене.
Аккаунт Натали создали и ведут в информационных кампаниях в Facebook. "Бот Наташа" - низшее звено украинской индустрии вирусмейкерства, которое ежедневно разгоняет десятки, если не сотни нужных для информационных войн месседжей.
Расцвет Facebook в Украине
В 2009 году украинская аудитория Facebook даже не насчитывала 100 000 пользователей. Следующие четыре года она росла хоть и стабильно, но слабо. Главными социальными сетями для Украины были "ВКонтакте" и "Одноклассники".
Ситуация не менялась вплоть до середины 2017 года, когда Fb впервые обогнал по популярности российские соцсети.
В 2014-2015 годах Facebook начали использовать журналисты как источник информации в Украине. В Fb начали активно писать политики, эксперты и волонтеры. Информация и фото с места событий от журналистов в Facebook появлялась раньше, чем в СМИ. А последние начали использовать посты из соцсети как источник для новостей. Некоторые пользователи Fb стали ломами (аббревиатура с российской "лидер общественного мнения») и имели больший охват постов, чем определенные онлайн-медиа.
Кроме роста аудитории соцсеть получила еще кое-что. В Украине начал формироваться рынок манипуляции информацией в Facebook. Он не был совсем новый. В дофейсбучную эпоху так же занимались манипуляцией онлайн, но оружием тогда были комментарии под новостями в СМИ и на форумах.
"Юлия Тимошенко особенно любила, когда под новостями и статьями на" Украинской правде "появлялись комментарии в ее поддержку. Она любила побольше слов. И это были времена, когда Facebook в Украине стал популярным", - рассказал «Украинской правде» на условиях анонимности человек, активно работавший в онлайн-команде политика в 2014 году.
После роста аудитории в Fb команды онлайн-комментаторов изменили свой профиль и начали создавать ботов для соцсети, но манера работы осталась прежней - обширные комментарии, сложные предложения, "вылизанный" стиль, истерия и КАПСЛОК.
То есть писали так, как обычные люди не пишут. Со временем все поняли, что писать надо коротко (70% комментариев - не более 2 строк), эмоционально и не повторяться.
В мае 2017 года российские соцсети попали в санкционный список и были заблокированы в Украине. После этого аудитория Fb стремительно выросла на 2500000 и в декабре уже составляла 10000000 аккаунтов.
Вместе с этим начался неистовый прирост ботов в украинском Fb. Компании-манипуляторы поняли, что Facebook может стать соцсетью №1 в Украине.
"Когда все побежали наращивать ботов в ФБ, возникла другая проблема. Реальные люди из" ВКонтакте "и" Одноклассники "переходили в cоцсеть Цукерберга. А именно они были основными донорами фотографий для ботов. И в начале возникали ситуации, когда человек зарегистрировался в Fb, а там уже был его клон-бот", - рассказал собеседник УП в компании, которая в тот период активно наращивала базу ботов.
Для создания большинства ботов компании воровали фото людей из России и Беларуси. Для качественных ботов принимали европейцев.
По состоянию на осень 2019 году в украинском Facebook насчитывалось более 13 млн пользователей. Всего в Украине 23 млн пользователей интернета.
За это время украинский рынок манипуляций в Fb тоже очень сильно прогрессировал. Слово "робот" стало обыденным. Украинские пользователи Facebook стали чаще сталкиваться с фейковыми аккаунтами. Аватарки с надписями "Я люблю Украину", "Я поддерживаю ...", или совсем примитивные боты с полуобнаженными девушками. Но именно это создало другую проблему.
Думая, что индустрия продолжает работать по примитивным шаблонам, пользователи не замечают настоящих манипуляций. И умело написанный комментарий девушки Натали из Харькова, вероятно, будут воспринимать мнением обычного человека.
Как создать бота
Оксана Мороз в 2014 году основала компанию, которая специализировалась на формировании информационного поля в Facebook. Она сотрудничала с большинством украинских топ-политиков. Но после последних парламентских выборов решила окончательно покинуть эту сферу:
"Результаты выборов показали меру ответственности "коммуникаторов" перед людьми. Тогда я окончательно поняла, что не могу больше быть причастна ко всему этому". Сейчас она написала книгу "Нация овощей?" о реалиях манипуляций на рынке.
По ее подсчетам, в Украине по состоянию на сентябрь 2019 было более 100 команд, которые занимались информационными войнами в Facebook. Среди них 12-15 крупных игроков - это технологические компании, команды политиков, креативные медиакиллеры. Другая часть - небольшие группы программистов или аутсорсеры.
"В компаниях-лидерах работает 20-40 человек. В предвыборный период количество растет в среднем на 50%. Всего на рынке более тысячи человек", - рассказывает Оксана Мороз.
Ботов делят на 4 категории:
1) Лучшие боты занимаются комментированием и репостом нужных сообщений.
2) Боты, которые просто лайкают.
3) Технические боты. Нужны для различных накруток. Например, для увеличения просмотров видео.
4) Боты для черных кампаний. Используют в очень рискованных проектах. Обычно создателям не жалко, если их заблокируют.
В хороших командах количество качественных ботов первого типа составляет 500-1000. Это аккаунты типа "бота Наташи", о котором мы писали в начале текста. Ее страница остается чистой от постов для разгонки. Обычно через день после проведения информационной кампании репосты скрываются из ленты. И мы видим только картинку счастливой жизни Натальи.
По словам Всеволода Гаврилюка, большинство ботов на украинском рынке среднего качества. Они комментируют друг друга. Оксана Мороз подсчитала, что 80-90% искусственных аккаунтов - это некачественные боты из категорий 2-4.