Осборн Рэддок родился в 1941 году и рос с тремя братьями и четырьмя сестрами недалеко от порта Кингстона на Хай Холборн-стрит, одной из самых известных дорог на восточной окраине города. Затем, в начале 1950-х годов, он переехал со своей матерью на Дромили Авеню, 18 в Пенвуд в районе Уотерхаус, что в западном Кингстоне, где незадолго до этого было построено новое жилье. По сравнению с перенаселенным даунтауном Пенвуд был шагом в новый мир. Тем не менее, вскоре насилие доберется и сюда и район станет очередной горячей точкой на карте.
Прозвище Tubby (англ. – толстый) произошло не от объема его талии (которая определенно была тонкой), а от фамилии его матери, Табмэн. В подростковом возрасте он начал развивать свой интерес к электронике и изучать предмет в кингстонском Колледже искусств, науки и техники, дополняя свои знания заочными курсами из США. Из выброшенных частей Tubby стал собирать радиоприемники и вскоре открыл мастерскую по ремонту электроприборов на заднем дворе дома своей матери. В придачу к починке трансформаторов Tubby начал чинить усилители местных саундсистем, а в 1958 году создал свою, вначале небольшую, саундсистему Hometown Hi-Fi, которая играла американский рим’н’блюз на некоторых местных площадках. Тем не менее, в начале 60-х, после саундклэша в Уотерхаус, популярность Hometown Hi-Fi начала расти и к концу десятилетия, когда их тостером стал U Roy, саундсистема перешла в высшую лигу. Hometown Hi-Fi были первыми, кто продемонстрировал широкой публике реверберацию – огромное новшество в то время. К несчастью в 1975 году полиция уничтожила саундсистему.
С середины 1950-х годов Tubby был наставником для своего соседа Ллойда 'Jammy' Джеймса (жившего чуть дальше, в доме номер 92) и, по словам Jammy, какое-то время, в эпоху музыки ска, управлял пиратской станцией (называвшейся TRS - Tubby’s Radio Station), но разобрал ее, когда правительство отправило солдат найти источник вещания станции, занимавший частоты Ямайской Вещательной Корпорации. Tubby будет оставаться в дружеских отношениях с Jammy и в последующие десятилетия – даже, когда тот со временем превратиться в его конкурента.
Ранняя музыкальная деятельность King Tubby часто предстает в искаженном виде, потому что документальных подтверждений из того времени почти не осталось. Племянник Tubby недавно рассказал, что хотя тот и обслуживал оборудование в студии Дюка Рейда Treasure Isle в конце 60-х, но не был учеником инженера или работником, нарезающим пластинки, как об этом часто говорят. Кроме того, легенда гласит, что Tubby присутствовал, когда инженер Байрон Смит сводил Рудольфу ‘Ruddy’ Редвуду трек для его саундсистемы и случайно удалил вокал, заложив основу для появления ‘версий’ на стороне Б, в которых записанный вокал удалялся со своего ритм-трека, чтобы была возможность добавить туда другие инструменты или тостинг диджеев. Однако Tubby иногда утверждал, что сделал это первым самостоятельно. В любом случае, Tubby обзавелся двухдорожечным магнитофоном, c которого начал записывать ацетаты с эксклюзивными ‘версиями’ для саундсистем. Певец Пэт Келли, который был звукорежиссером у Tubby в первые дни, говорит, что работал у него, возможно, уже в 1969 году, хотя многие ставят это под сомнение.
Все вышло на новый уровень, когда в 1971 году Банни Ли помог Tubby приобрести списанный микшер из Dynamic Sounds, позволивший тому превратить комнату на Дромилли Авеню, 18 в ремикс-студию, добавлять дилэй и реверберацию на ‘версии’, создавая тот самый даб, который мы знаем теперь. Вскоре главные независимые продюсеры, у которых не было собственных студий, выстраивались в очередь у его дома, – самые известные среди них Niney the Observer, Ли ‘Scratch’ Перри, Кит Хадсон, Yabby You и Augustus Pablo – чтобы Tubby обработал их треки. Хотя с 1972 года место стало постоянно использоваться для озвучивания ритм-треков, однако же оно было не достаточно большим, чтобы записывать там группу в полном составе. По словам Корнелла Кэмпбелла (который утверждает, что первым в этом доме был записан его вокал для Never Found A Girl), Tubby вначале отказывался писать там артистов, но после прослушивания результатов, и с одобрения Банни Ли, построил вокальную кабину, переоборудовав под эти цели ванную. В итоге у независимых продюсеров стало обычной практикой приносить ритм-треки в студию к Tubby, чтобы “озвучить” их в добавок к сведению своих даб-версий.
King Tubby сыграл ключевую роль и в превращении даб-альбома в жизнеспособный формат, что привело к растущей популярности жанра в середине 70-х годов. Тем не менее уже много лет скромный характер звукозаписывающего оборудования Табби порождает множество споров. Важным элементом микшера был фильтр высоких частот, который Tubby использовал, как активный эффект на многих своих самых знаменитых дабах. И там всегда работала команда инженеров, а не один Tubby. В первые дни его студии одним из постоянных инженеров был певец Пэт Кэлли, но в конце 1973 года его заменил Филипп Смарт; когда Смарт впоследствии эмигрировал в США, это привело к временному возвращению Келли, до тех пор пока Prince Jammy не вернулся на Ямайку в начале 76-го, чтобы стать правой рукой Tubby. К концу 70-х молодой Scientist стал еще одним его важным учеником, а в начале 80-х на студии Tubby ряд прекрасных записей создали Peter Chemist и Professor.
В то же время Jammy уже собирался уходить от Tubby, достраивая собственную студию в своем доме недалеко от Сент-Люсия-роуд. Огромный успех, который пришел к Jammy в 1985 году после выпуска Under Mi Sleng Teng, убедил Tubby обновить свою студию и перейти на "цифровое" оборудование. Однако, когда студия была готова и заработала, Tubby еще больше отошел на второй план, оставив проводить большинство сессий своим коллегам – Peego, Phantom и Лирою ‘Fatman’ Томпсону. В итоге в начале цифровой эры он частенько оказывался в тени Jammy, хотя и создал несколько заслуживающих внимания хитов собственного производства.
Жизнь King Tubby трагично оборвалась 6-го февраля 1989 года. Он стал жертвой очередного бессмысленного убийства. Неопознанный грабитель забрал деньги, ювелирные изделия и зарегистрированное огнестрельное оружие Tubby, которое, вероятно, и было главной причиной нападения. Хотя убийство Tubby нанесло страшный удар по регги, музыка, которую он создавал, поистине бессмертна. Ниже вы сможете ознакомиться с десятью потрясающими работами, появившимися в студии King Tubby, придуманными и сведенными самим Королем и некоторыми из его ближайших соратников.
God Sons
‘Merry Up’
(Shalimar/Green Door 7”, 1972)
Глен Браун (певец, затем ставший продюсером) начинал в середине 60-х с Sonny Bradshaw 7, на тот момент ведущим ямайским джазовым бэндом. Сильная любовь к джазу подкрепила его эклектичный подход к созданию музыки и помогла найти общий язык с Tubby. На самом деле, эти двое выросли в одном квартале Кингстона и дружили много лет. Merry Up был во многом результатом диверсии: Браун сделал ритм для песни Welcome To My Land, которую он исполнял вместе с Кеном Бутом и Биби Ситоном, но, когда вернулся в студию с наличкой, чтобы выкупить кассету, то обнаружил, что один из его конкурентов стер вокальные партии. Тогда он попросил Джо Уайта наиграть что-нибудь на гармонике на этот ритм, а разговорные строки записал сам. Но окончательное сведение сделал King Tubby в своей студии. Доза плавного дилэя означала, что Tubby поставил свое клеймо на эту запись.
Lloyd & Kerry
‘Tubbys In Full Swing’
(High School/Attack 7”, 1972)
Даб-музыка сделала доступными все виды аудио-экспериментов, в том числе и звуковые шутки. Эта обманка, приписываемая тостеру Кэри ‘Wildman’ Джонсону и певцу Ллойду Янгу, была спродюсирована Тони ‘Prince’ Робинсоном и, вероятно, является первой, где упоминается имя King Tubby. Песня начинается с дикого крика (подобные штуки вы, скорее всего, слышали на выступлениях саундсистем); звучит несколько тактов Staples Singers I’ll Take You There, прежде чем Джонсон кладет этому конец, а раскатистая барабанная дробь переходит в регги инструментал с органом и тромбоном. Этот своего рода аудио-обман не был обычным делом за пределами Ямайки, и King Tubby был пионером этого метода.
Augustus Pablo
‘King Tubby Meets Rockers Uptown’
(Yard Music/Island 7”, 1975)
Хотя его ранние записи были созданы в студиях Randy’s и Dynamic Sounds, Augustus Pablo всегда тянуло к King Tubby, и большинство его величайших дабов были сведены именно в его студии. Это одна из их ранних совместных работ. Гулкая нарезка Baby I Love You So Джейкоба Миллера, положенная на ритм Pablo Cassava Piece; Tubby убрал все, кроме нескольких фрагментов вокала Миллера, чтобы сосредоточить внимание слушателей на звуке барабанов Ллойда 'Tin Legs' Адамса, пульсирующем басе, вывихнутой гармонике и клавишной партии. Результат оказался настолько поразительным, что Island поместил даб на сторону A их сингла.
Fatman Rhythm Section
‘King Tubby’s Version’
(Arab/Ty Disco Rockers 7”, 1975)
После неудачной попытки самостоятельно свести свою песню None Shall Escape The Judgement, певец из Гринвич Фарм Earl Zero начал записывать разный материал для независимых продюсеров. Его Please Officer (неверное название, поскольку в треке он говорит "peace officers") был первой записью с Яном и Роджером Льюисами из Inner Circle. Трек стал таким большим андеграундным хитом, что, в конечном счете, Джимми Клифф сделал свою собственную версию. Первоначальный сингл вышел с редким, но очень эффектным дабом, несушим на себе имя King Tubby.
The Aggrovators
‘A Rougher Version’
(Jackpot 7”, 1976)
Поскольку Банни Ли был человеком, который помог King Tubby создать свою студию и дал ему стимул подумать о том, чтобы записывать там людей, справедливо, что Ли доставалась львиная доля продукции Tubby. Ли помог Джонни Кларку стать большой звездой, сделав его версию Earl Zero None Shall Escape The Judgement, которая была записана и сведена на Tubby’s самим Королем; Don’t Trouble Trouble Кларка стала для Ли одним из самых больших достижений, и хотя песня была написана как музыкальный выпад в сторону Джейкоба Миллера, сторона B от Tubby это чистая даб-магия с выстрелами пулеметов, шумами подводных лодок и другими пугающими звуками поверх фантастического ритма Aggrovators и изумительных духовых.
Tommy McCook
‘Death Trap’
(Prophets 7”, 1976)
Yabby You aka Вивиан Джексон был еще одним музыкантом, которого тянуло к King Tubby. Почти все его дабы были сделаны в Tubby’s и вокал большей части его работ был записан там же. Еще Tubby был тем человеком, который в 1972 году дал Джексону его необыкновенный псевдоним, когда тот только начал записываться. Как и у Глена Брауна, у физически обезображенного Yabby было много идей, но мало денег. Джексон часто попрошайничал на ипподроме, а взамен давал советы на ставки. Некоторые из ранних работ Yabby основывались на ритмах купленных у Банни Ли; наблюдательные слушатели отмечают, что в мрачном опусе Томи МакКука Death Trap используется тот же ритм, что и в Big Big Girl Линвала Томпсона; оба трека сделаны в стиле ‘flying cymbal’, который господствовал на Ямайке в 74-75 годах, на основе паттерна открытых и закрытых хай-хэтов, подогнанного из песенной темы Soul Train. Чтобы лучше понять художественную выразительность Tubby, послушайте версию на обратной стороне под названием Living Style, которую фактически приписывают ему.
I Kong
‘Zion’s Pathway’
(Top Ranking/Cavlip 12”, 1978)
Эррол Конг, племянник легендарного китайско-ямайского продюсера Лесли Конга, начал записываться как Ricky Storme, а затем взял взял имя I Kong, отсылавшее к его частично африканскому происхождению и приверженности религиии Растафари. Zion’s Pathway одна из выдающихся песен эпохи рутс-регги, спродюсированная вместе с Джеффри Чунгом при участии множества талантливых музыкантов, в том числе участников Third World и одних из лучших ямайских духовиков, не получила широкого распространения и осталась в некоторой степени недооцененной классикой (хотя недавнее переиздание от Iroko возможно это исправит). Её расширенная двенадцатидюймовая оставляет широчайший простор для странного даба Пэта Келли. Один из величайших дабов, когда-либо сделанных на студии King Tubby.
Mike Dread & the Instigators
‘Robbers Roost’
(40 Leg 7”, 1978)
Майкл Кэмпбелл изменил облик ямайского радио своей программой Dread at the Controls на JBC в конце 70-х годов, в которой всю ночь напролет звучал только ямайский регги. Шоу породило культ последователей по всему миру. The Clash стали его большими фанатами, и когда Mikey Dread начал создавать музыку самостоятельно, King Tubby сильно повлиял на него. Robbers Roost это захватывающий даб отличного трека Эди Фицроя Country Man, полностью измельченного Tubby, с необычными звуковыми эффектами, которые выскакивают из ваших динамиков во всех направлениях.
King Tubby
‘Cus Cus Dubwise’ aka ‘Dread Dub’
(Tads/Vista Sounds LP, 1981)
Ллойд Робинсон впервые записал Cuss Cuss для продюсера Harry J в 1968 году. Песня настолько опередила свое время, что получила распространение только в конце 70-х годов, когда ряд артистов перезаписал ее, включая Хораса Энди для Wackies. Не совсем понятно, когда King Tubby сделал Cus Cus Dubwise, иначе известный как Dread Dub (и действительно это сделал он или другой инженер из его студии); нью-йоркский продюсер Тад Докинз указан в качестве автора на некоторых релизах. Но в любом случае, сам по себе даб поразительно силен, являясь лишь басом большую часть трека, вплоть до того, как остальные инструменты возвращаются в микс и создают эффект вибрации.
Anthony Red Rose
‘Tempo’
(Firehouse 7”, 1985)
Prince Jammy, протеже Tubby, стал важным человеком после того, как выпустил Under Mi Sleng Teng в 1985. Смысл работы продюсера поменялся за одну ночь, и Tubby модернизировал свою студию, чтобы быть в теме. Хотя в последующие годы он оставался в тени Jammy, Tubby начал продюсировать треки, самым примечательным из которых был, без сомнения, Tempo, изображающий сражение саундсистем. Само название, видимо, не совсем верное, так как певец говорит о настроении (англ. – temper) участников, а не о темпе песни.
Текст: David Katz, FACT Magazine
Перевод: Selector
Будет очень приятно, если вы поделитесь статьей со своими друзьями или подпишетесь на Selector: Telegram, Instagram, Youtube, VK, Spotify.
Поддержать проект: 5469 5500 5947 1406 BTC: bc1qk2unwsexf6han0lt6x4av9z5kxvwjxr6xqleu4 ETH: 0x116016bFbfE409114B33c78867A6559d124ab1B3 BNB: bnb13ahnlxwqm7zp4p7afn58y78ca049awnpljfrq6
Всем мир!