Когда фильмов ужасов и видеоигр становится мало, начинаешь искать острых ощущений в реальности. Десять лет назад подростки бежали за ними в заброшенные здания и темные подвалы. Сегодня можно обойтись более гуманным и подходящим всем возрастам методом – пойти на квест в реальности. О том, как это устроено изнутри, мы расспросили волгоградскую хоррор-актрису Алену.
Как тебя занесло в квесты?
Квесты у нас в городе Волжском появились в году 2015. Сначала я ходила как игрок. Работать я начала больше года назад – квесты искали актеров в интернете, в паблике ВК. Я подумала — почему бы нет, это же классно.
Для тех, кто никогда не был на квесте. Что делает актер?
Сложно в двух словах рассказать. Обычно это классический сценарий. Команда попадает в ловушку, у которой есть легенда. Например, вас пугают духи, привидения, монстры, маньяки – все то, чего обычно боятся люди.
В каждом квесте есть сценарий, по которому работают актеры. Но очень часто сценарии не подходят под игроков и приходится импровизировать. Получается, для каждой команды своя актерская игра. Мы воздействуем на психику людей. Пытаемся напугать в зависимости от запросов. Кого сильнее, кого помягче, посмешнее.
Что самое сложное в работе актера?
Сложности бывают разные. Например, игроки ведут себя не по плану. Распускают руки, неадекватно реагируют на актеров. Сильно пугаются или, наоборот, не воспринимают. И тогда сколько не старайся, они понимают – ты в образе.
Сложно с очень пугливыми ребятами. Они могут забиться в угол и вообще на тебя не смотреть. Сидят и думают, когда же ты наконец уйдешь, потому что им очень страшно.
Обычно тяжело во время праздников – много клиентов. Актеры там практически живут, работают с утра до ночи. Можно легко голос сорвать и просто физически устать. Иногда кто-то болеет, но все равно встает и идет на работу. Потому что актеры в квесте работают для души. Им нравится это делать. Те, кто приходят просто так, обычно быстро увольняются. В это нужно вжиться. Если фальшивишь, это чувствуют и игроки, и твои коллеги.
А что будет, если актера кто-то ударит или нанесет травму?
Перед игрой команда подписывает договор, в котором указано, что делать запрещено. Например, нельзя применять физическую силу к актерам, препятствовать игре, ломать имущество квеста. Если игрок что-то сломает или кого-то ударит, будет нести материальную ответственность.
Но в страхе многие не следят за собой. Актеру могут случайно заехать в лицо – рукой, ногой. Если он получил травму, то либо игрока выводят сразу, либо уже после игры обсуждают ситуацию. Например, игрок покроет расходы на лечение актера, либо возместят деньги за ущерб – если сломали что-то в самой локации. Было много таких ситуаций, когда игроки платили деньги.
Как думаешь, почему люди ходят на квесты?
Им не хватает острых ощущений в жизни. Вряд ли в собственном доме в темноте на них вылезет нечто и испугает. А в квесте они получают эти эмоции. Они осознают, что это безопасно, поэтому им весело.
Часто приходят очень сплоченные команды, которые доверяют друг другу. Игра сильно поднимает командный дух, люди часто возвращаются на новые квесты. Им нравится ощущать, что они в опасности, и с помощью друзей и логики выходят наружу.
Бывало такое, что команды ссорились после квеста?
Обычно команды выходят радостные, в восторге друг от друга. А есть и те, кто ссорятся. Потому что во время игры кто-то кого-то оставил, не прикрыл, сбежал или не помог. Чаще всего так ссорятся подростки.
Вообще, между реакцией подростков и взрослых большая разница. Подростки более пассивны. Они пугаются, им страшно, но они меньше погружены в сам квест. И получаются, они больше внимания концентрируют на актерах. А взрослые люди как-то больше понимают, что это квест, что все это актеры, конечно тоже пугаются, но при этом не забывают решать загадки.
Что если команда пришла, а потом отказалась играть из-за страха?
Играть иногда отказываются дети, потому что они не представляют, что такое квест, когда приходят. Начинают играть, пугаются, прекращают. Ребята взрослые тоже иногда выходят. Тут зависит от человека и его страхов. В одном квесте он может доиграть до конца, а в другом его что-то зацепит, станет страшно и он выйдет уже из первой комнаты.
Люди какого возраста к вам приходят?
По моему опыту, на квесты ходят все. Были и девятилетние дети, и мужчины в возрасте, и бабули, которым 70 лет. Это удивляет, потому что квест – вроде развлечение для молодежи. А нет, к тебе приходит профессор из института вместе с семьей.
Однако точно сказать, как тот же самый профессор поведет себя на квесте нельзя. По некоторым людям видно сразу, что им весело, они повизжат и испугаются, а у некоторых выброс адреналина зашкаливает. Например, мужчина около 50 лет может визжать как маленькая девочка. И наоборот – десятилетние дети стоят с каменными лицами и не реагируют.
Какие самые забавные случаи у вас происходили?
Вообще, классика жанра, когда актеры пугают друг друга. То есть ты сидишь в темной комнате, ждешь игроков, а на тебя выскакивает что-то страшное.
Бывали случаи, когда игроки уносили с собой инвентарь. И не просто маленькие безделушки, один раз у нас унесли кровать!
Бывают игроки со странными реакциями. Один раз мы сказали парню: стой смирно, руки по швам, а потом мы должны были его посадить на стул. А он встал, и стоит как бревно — вытянулся в струнку и не двигается с места.
Это очень непредсказуемая работа. Не знаешь, что случится с тобой в следующую секунду. Меня в образе как-то должны были вывезти в другую комнату, другой актер не рассчитал силу и сильно ударил меня головой об железное ведро. Он в шоке, я в шоке, а игроки не понимают, что происходит. Ведь в их глазах все очень натурально, все идет по плану. Но мы то осознаем, что так не задумано.
Как-то раз к нам пришла команда девочек-подростков. Одна из девочек сильно испугалась, вышла из игры. Уже проплакалась, сидит на ресепшен и твердит как мантру: «Это все не по-настоящему, Чаки не существует» (Кукла Чаки – персонаж популярного фильма ужасов, центральный персонаж квеста Чаки – Прим. ред.) и тут выходит актер в образе Чаки и девочка начинает очень громко и пронзительно кричать.
Что тебе дает работа актером?
Работа актера дает очень много. Из-за нестандартных ситуаций, тебе приходится быстро принимать решения. Это помогает раскрыться – в реальной жизни ты чувствуешь себя увереннее, улучшается коммуникация, ты можешь по-разному себя вести. По-другому смотришь на фильмы, а еще учишься бесшумно ходить, даже если ты в тяжёлых ботинках. Люди делятся с тобой своими эмоциями от игры, переживаниями – и это круто.
Текст: Мария Хаванцева
Фото: unsplash.com