Наши дети нас зеркалят, хотим мы этого или нет. Педагоги и психологи едины во мнении, что лучшее воспитание - это личный пример. Сколько ни внушай ребёнку, что нужно иметь интересное занятие в жизни, а не сидеть в телефоне, это не будет иметь отклика, если мы сами садимся к компьютеру или телевизору, приходя домой.
Есть очень хорошая притча:
К мудрецу привели мальчика, который ел сладости без меры. Мать попросила:
- Скажи моему сыну, чтобы он не ел сладкого. Мы чтим твою мудрость, он тебя послушает.
-Приходи через неделю, - сказал мудрец.
Спустя неделю мать привела сына, но старец снова попросил придти через неделю. Так продолжалось еще несколько раз. Наконец он подозвал к себе мальчика и сказал:
-Не ешь сладкого.
-Ты мог это сказать много недель назад, и он бы тебя послушал, - удивилась мать.
-Нет, тогда не мог. Я сам очень люблю сладкое. Чтобы сказать кому-то "не ешь сладкое", мне нужно было самому отказаться от него. Это потребовало больше времени, чем я думал. Но теперь мои слова будут иметь силу.
Нам всем хочется, чтобы дети жили интересной жизнью. Родители тех детей, которые не блещут спортивными, музыкальными или художественными талантами, вечно ломают голову, чем их занять.
Я не была исключением. Моя готовность предоставить сыну любые возможности, лишь бы увлечь чем-то полезным, ничего не давала. Он мог выбирать любое занятие по душе. Покупалось снаряжение на разные виды спорта, которые он выбирал, оплачивались секции или индивидуальные уроки, всё быстро заканчивалось. Он пробовал разные виды деятельности, но через пару месяцев (каждый раз) - не хочу, не интересно.
Когда сын стал подростком, я приняла решение больше не тратить деньги впустую. Объявила ему, что готова платить за любое увлечение, но только после того, как он попробует себя в нём самостоятельно и бесплатно. Благо в интернете полно обучающих видео на самые разные темы. Когда начнёт получаться хоть что-то, и при этом интерес к занятию будет расти, вот тогда я готова раскошелиться для более глубокого изучения предмета. Внутри, конечно, переживала: вдруг он обрадуется тому, что от него отстали, и будет бездельничать. Но у меня в это время начинались сразу несколько проектов, некогда было вокруг дитя плясать. К тому же, многолетний опыт говорил о том, что переживай - не переживай, это ни на что не влияет.
Я погрузилась с головой в творческий процесс. Каждый вечер, возвращаясь после работы, садилась сочинять. Усталость накапливалась - у меня плохо с чувством меры, когда творческий прилив. Через несколько недель недосыпа и переутомления, приходилось вставать на паузу.
А сын параллельно нашёл себе занятие. Я даже не заметила, когда это началось. Потом забросил, снова увлёкся. И в какой-то момент я увидела совпадение по времени наших с ним периодов творчества и безделья. Когда я запоем писала книги, сын параллельно начал осваивать фокусы, просматривая мастер-классы. Пока я писала музыку, он самостоятельно начал изучать программирование. Серьезно относился к этим занятиям. Постоянно подходил и показывал что-то новое. Мы с ним наперебой друг другу рассказывали о своих результатах. Это длилось до тех пор, пока я на несколько дней не выпадала из деятельности от усталости. В это же самое время у сына наступал период ничегонеделания. Сначала вместо изучения фокусов и программирования начинал смотреть фильмы, потом играть в телефоне целыми днями.
Я к своим занятиям возвращалась через неделю, а он - через две после того, как снова начинал заставать меня за делом. У него отклик был с накопительным эффектом по времени. Так повторялось каждый раз. И чем дольше у меня была пауза, тем дольше он возвращался в следующий раз к своим занятиям.
Я ни разу не прочитала сыну нотаций. Он сам возобновлял свои увлечения органично и последовательно вслед за мной.
Причём, в наши творческие периоды мы гораздо больше общались. Нам было чем поделиться, а не просто спросить "как дела?" и услышать банальное "нормально". Перед сном долго обсуждался прожитый день, и было интересно вместе. А в периоды застоя и безделья нам хватало десяти минут, чтобы всё обсудить. Не пересказывать же фильмы и игры.
Пока сын был маленьким, я почему-то посчитала своим долгом тратить ВСЁ своё время на него. Думала, что неправильно заниматься своими делами. Ребёнок не видел рядом творческого человека, а я постоянно требовала от него увлечённости делом, стоя над душой. Личная заинтересованность у сына началась тогда, когда я сама вовлеклась в процесс.
У меня пока не получается вести свои проекты не на износ. Когда я научусь пропорционально распределять дела и отдых, паузы в творчестве исчезнут. А пока не могу упрекать сына за периоды безделья.
Теперь, если вижу, что мой ребёнок живёт не совсем правильно, я начинаю пристальнее смотреть не за ним, а за собой. Что во мне есть похожего? Всегда нахожу это что-то. И если удаётся справится с собой, с ребёнком справляться уже не приходится.