За месяц борьбы Китая против быстро охватившей все провинции страны эпидемии коронавируса, маркированного как 2019-nCoV, сформировалась система. напоминающая общенациональную оборону перед лицом агрессии. Это проблема номер 1 для государственного руководства, задействованы вооруженные силы, введены в действие соответствующие планы гражданской обороны, экстренно мобилизуются инфраструктурные ресурсы.
Эта тема не является принципиально новой для Пекина. Китай, как и его соседи на Корейском полуострове и Япония, регулярно имеет дело с зимними эпидемиями, угрожающими верхним дыхательным путям. Отсюда минимум последние полвека по всему миру шагали, например, самые тяжелые варианты гриппа. И противогриппозые маски на лицах горожан в данном регионе в зимние месяцы — типичная картина.
Центральному руководству и местным властям не впервой проводить масштабные карантинные мероприятия, строить специальные госпитали за неделю. И армия накопила соответствующий опыт. И широкие массы имеют достаточное понимание того, как действует государство в таких ситуациях. Однако масштаб, высокий коэффициент летальности, ожидаемые последствия этой напасти носят беспрецедентный характер.
Гашение возможной паники и сетевой истерии в Китае
Жесткий контроль над информационными потоками в стране, тотальный надзор за соцсетями, а также применение уголовной ответственности за распространение недостоверных сведений позволили государству в кризисной ситуации пресечь внутреннюю «информационную эпидемию». Само государство весьма эффективно информирует население о ситуации и принимаемых мерах в том числе с использованием современных средств коммуникации. Так, в режиме реального времени можно наблюдать процесс экстренного возведения специальных госпиталей.
Власти КНР хорошо понимают неизбежность крупных потерь для национальной экономики в связи с ограничительными мерами в стране и за рубежом. Минимизируя их, в Пекине предприняли значительные усилия для того, чтобы не допустить паники в деловых кругах. Была отмечена скупка китайским государством акций китайских компаний на зарубежных биржах, чтобы не допустить их обесценивания. Для поддержания внутреннего фондового рынка были также предприняты экстраординарные меры. Оценки успешности этих мероприятий смешанные.
Информирование зарубежных партнеров китайского правительства и международных организаций первоначально оценивалось как достаточно полное, обеспечивающее усилия по предотвращению глобальной эпидемии. Ранее сообщалось о том, что, например, в Россию передан штамм вируса 2019-nCoV; однако позже в российском правительстве опровергли эту информацию. Судя по дальнейшим событиям, сбрасывавшиеся ранее в публичное пространство сведения о плотном взаимодействии китайских властей с ведущими мировыми державами оказались преувеличенными. Недоверие к Пекину именно со стороны зарубежных властных структур начало нарастать.
Эпидемия и антикитайские настроения
Известно, что в Восточной Азии китайцев традиционно не особо любят. В нынешней ситуации старые стереотипы о бытовых нравах в Китае «обновились». При этом наиболее агрессивно в отношении современного Китая настроены жители Сингапура, большинство которых составляют этнические китайцы, в основном потомки выходцев из того самого Южного Китая. В ходу многочисленные предубеждения по поводу традиционной китайской кухни, а также антисанитарии и кулинарных пристрастий в южнокитайских селениях. И, конечно, неполиткорректные шутки типа: «Вирус долго не протянет, потому что сделан в Китае»...
В странах, еще не закрывшихся от прибытия китайских туристов, распространены «инициативы снизу» с отказом иметь дело с китайскими гражданами. Так. в Малайзии многие мечети ввели запрет на посещение для жителей Китая. В Японии отмечены случаи уведомления магазинами об отказе впускать китайцев, правда, с извинениями, но…
В более бедных странах Юго-Восточной Азии, где достаточно распространены разного рода суеверия, мнения о китайцах и вирусе сдобрены «местным колоритом», который также включает экзотические рецепты предотвращения или лечения заболевания.
Эпидемия и антиамериканизм
На начальной стадии «вирусного ажиотажа» президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон находится в тесном контакте с Пекином. Однако затем взаимные оценки стали обостряться. Соединенные Штаты ввели одни из самых жестких карантинных мер для всех, приезжающих из Китая (с использованием военных баз для временного размещения). В конечном итоге МИД КНР обвинило США в нагнетании паники в мировом масштабе.
В русскоязычном и арабоязычном сегментах всемирной сети, где и без того полно всякой антиамериканской ахинеи, эпидемия вызвала к жизни новые фейки. Самый «выдающийся» - об искусственном и, само собой, американском происхождении вируса, направленного на истребление монголоидной расы. С учетом недавних сенсационных заявлений о том, что за потеплением климата в России стоит применение Соединенными Штатами климатического оружия, и новый идиотизм был воспринят специфической аудиторией. Судя по всему, расовая «гипотеза» получила столь значимое распространение, что публично опровергать ее была вынуждена главный санитарный врач России Анна Попова.
И, наконец, еще один изумительный фейк об американцах и коронавирусе. В Литве заявили о том, что на прошлой неделе неизвестными хакерами были взломаны 2 литовских новостных портала и на них была размещено сообщение об американском военном, якобы заразившемся коронавирусом. Фейковая новость была доступна около 10 минут, затем была удалена и не поднялась в топ новостных агрегаторов.
Индия и китайский коронавирус
Недоверие к китайской официальной версии появилось не только в бульварной прессе, но и на сугубо научных ресурсах в ряде стран. Наибольший резонанс вызвала публикация на индийском сервере препринтов bioRxiv. Индийские исследователи более чем прозрачно намекнули на искусственное происхождение нового коронавируса, на его создание в Уханьском институте вирусологии. После негативной реакции со стороны официального Пекина и отрицательных оценок в научных кругах Китая, России и других стран публикация была снята.
Однако застарелая неприязнь к Китаю в Индии создает почву для новых изысканий и примитивнейших фейков. Большую известность на днях получило, например, обвинение в Твиттере в адрес правящей партии индуистских националистов «Бхаратия джаната» о целенаправленном заражении мусульманских активистов китайским коронавирусом.
Зарубежные наблюдатели отмечают, что Индия в настоящее время представляет собой наиболее уязвимую для фейковых новостей страну. Фейками здесь не брезгуют и ведущие партии страны в своей политической агитации. А негатив, так или иначе, увязанный с Китаем находит свои аудитории.
Представители «Фейсбука», памятуя о предыдущих проблемах компании в связи с распространением фейков и некорректной политической пропаганды в социальных сетях, в нынешней ситуации при содействии независимых организаций маркировать фейки на тему коронавируса. Однако новостной поток внутри групп-сообществ остается вне факт-чекинга.
Со стороны компании «Алфабет» («Гугл», «Ютьюб») было заявлено о том, что все поисковые запросы о коронавирусе направляются на новостной поток мэйнстримовых медиа — вероятно, тех, которые Дональд Трамп именует фейковыми.
И да, в русскоязычных сегментах что «Ютьюба», что «Фейсбука» как-то пока с факт-чекингом потока на тему коронавируса не очень.
Согласно замерам исследовательских компаний «Пью ресерч» и «Ипсос», фейковые новости все чаще воспринимаются в различных странах как угроза личной и национальной безопасности, иногда даже эта проблема ранжируется выше терроризма.