Найти тему
Виталиша

Готовь сани летом, а ребенка к школе зимой!

Оглавление

И, главное, что это значит – готов к школе?

Этот вопрос задают себе многие родители.

Первое, от чего надо отталкиваться, это требования к знаниям при поступлении в данной школе. Это надо уточнить, выяснить при записи или выборе школы. Старший сын поступал в начальную школу с требованиями умения считать, читать и писать печатными буквами. Младший поступал в другую школу, там требования были другие. Уметь читать не обязательно, их всему учили.

Куда важнее психологическая готовность к школе. Сейчас дам определение этому понятию.

Психологическая готовность к школе – это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьник. Это уровень психологического развития ребенка (6-7 лет), необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Мудрено как, да? Сама в шоке. Определение не мое, нашла на известном ресурсе.

Ну а если по человечески, по нашему, по простому? Попробую расшифровать. В течении жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, рубежи, переходы из одного возрастного этапа в другой (трехлеток, подростковый, среднего возраста, пенсионный). Проявления кризиса будут ярче и сильнее на этапе перехода, когда человек меньше подготовлен к этому новому возрастному этапу, чем более накоплено, не решено, проблем, тем сложнее переход.

Подготовлен к тем новым требованиям, которые предъявит ему жизнь. Чем лучше человек подготовлен системой воспитания, состоянием здоровья, развитием способностей и т.д.) к новому возрастному этапу, тем мягче проходит кризис.

Это все так же относится и к этапу, периоду начала учебы в школе, перехода из дошкольного возраста в младший школьный. Меняется жизнь ребенка, и в физиологической и в психологической и социальной сфере. Меняется нагрузка, режим и т.д.

С первых дней обучения в школе на ребенка обрушиваются требования.

И на сколько он подготовлен к этим требованиям и зависит его успешность обучении в школе.

Сейчас попробую кратко их привести.

1. Под первым понятием, требованием, я поставлю физическое здоровье и выносливость. Это здоровый режим дня и ночи, здоровый образ жизни. Ну здесь вроде все понятно? Спортивные секции рулят)))

2. Интеллектуальные способности. Ну это тоже, я думаю, понятно? Это как раз те требования, которые предъявляют к ученику в данной школе. Умение читать, считать, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное своими словами. Иметь хорошую память ( это развивается в дошкольный период, очень нужно для обучения в школе, особенно слуховая память и зрительная).

3. Способность управлять своим эмоциональном состоянием. Общаться в рабочем, а не игровом режиме с большим количеством детей и учителей, которые совершенно по-разному ( в силу своих личностных особенностей) будут ожидать от ребенка и требовать определенных усилий и результатов. Для многих детей, особенно не посещавших дошкольное учреждение, является самым сложным. Не хватает опыта поведения в больших коллективах, умения переключаться на рабочий процесс.

4. Ответственность. Умение взять на себя эту ответственность работать, как мама и папа. Понимать, что учеба – это его зона ответственности. Надо учиться. А ну руководствоваться своим «хочу\не хочу» и т.д. К этому тоже надо приучать ребенка. Можно первое время контролировать сбор портфеля, но не собирать. Первые полгода, далее он должен это делать сам, и если что-то забыл положить, то отвечать за это ему, а не маме.

Как показывает опыт, качества, указанные в пунктах 3 и 4 часто играют решающую роль в адаптации ребенка в школе. При нормальном их развитии (качеств) частенько компенсируют недостаток, например, физического или интеллектуального развития. Бывает, что изначально не многообещающий ребенок оказывается хорошим учеником.

Потому, я считаю верным, отводить детей на «Подготовку к школе» в ту школу, где он будет учиться. Ребенок привыкает к новому помещению, поведению педагога на уроке, к форме обучения, детям. Во многих школах принято сразу формировать будущие классы, дети знакомятся друг с другом, с учителем. Так и педагог узнает детей. И пока обучение несет ознакомительный формат, нет оценивания знаний, ребенку легче, без стресса, привыкнуть ко всему новому.

И 1 сентября, в первый учебный день, ребенок приходит в знакомый кабинет, видит знакомое, уже, лицо учителя, встречает много знакомых ребят, теперь уже одноклассников. И начало учебы в школе уже не стресс, ну не такой стресс. А это значит, что ваш ребенок не будет тратить силы на адаптацию, а будет всецело погружён в усвоение нового материала.

Идеально, когда уже и в подготовительной группе воспитатели проводят занятия, как бы играя в школу, создают условия, схожие со школой.

Те дети, которые не посещают сад, обязательно должны ходить на подготовку. Их видно в школе. Им сложнее привыкать к правилам поведения, взаимодействия, режиму. За исключением тех детей, где родители готовили их.

Вы, наверное, замечали, если сталкивались с такой ситуацией, при переходе в новую школу, класс, смене педагога, как адаптация ребенка влияет на качество обучения? В 6 классе я была вынуждена перевести старшего в другую школу. В новой школе нам 3 месяца не ставили оценки, давали возможность адаптироваться (распоряжение директора). Под руководством классного руководителя и одноклассники максимально помогли влиться в их коллектив.

Подведем итог. Ну, такой, своеобразный.

Готовность ребенка в школе – это совокупность навыков, умений, способностей, качеств которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребенок.