Культовые фильмы редко бывают успешными во время проката. Некоторые сразу завоевывают любовь зрителей и собирают сотни миллионов долларов в прокате, некоторые – с треском проваливаются, находя признание лишь спустя многие годы. А есть «Врата рая» (1980), которые не то что не окупаются, но и разрушают карьеры почти всех причастных, да еще и целые кинокомпании.
«Врата рая» являются самым громким провалом Голливуда, изменившим кинематограф навсегда.
Все началось в 1978 году – именно тогда неизвестный Майкл Чимино снимает свой второй фильм «Охотник на оленей», который производит фурор: критики в восторге, зрители тоже, картина становится культовой классикой, еще и получает целых пять статуэток «Оскар».
Оглушительный успех сыграл злую шутку с режиссером – многие начали называть Чимино новым лицом Голливуда, которое будет еще много лет радовать зрителей своими фильмами. Молодой режиссер, видимо, уверовав в собственную «избранность» приступает к съемкам следующего фильма – эпичного, масштабного и безумно дорого для тех лет. Студия «United Artists» дала добро на съемку и выделила бюджет, попросив Чимино снять фильм к 1979 году, чтобы картина смогла выйти к «Оскару 1980» и, соответственно, получить номинацию. Режиссер согласился, но с условием, что бюджет будет увеличен – придется ведь снимать в спешке, – также заметив, что, если фильм провалится в прокате, вина будет лежать не на нем. Компании пришлось пойти на уступки, ведь молодой известный режиссер – золотая жила.
Майкл приступил к съемкам, имея полную свободу действий и не собираясь укладываться в установленные сроки. После этого он будто сорвался с цепи: лично выбирал каждого статиста и участника массовки, снимал по 30-40 дублей каждой сцены, просил актеров отыгрывать один и тот же диалог по несколько раз с разными эмоциями, будто подробного сценария с прописанными нужными эмоциями не существовало, заставлял перестраивать декорации, если даже расстояние между домами его не устраивало. Некоторые сцены снимали в поле, в трех часах езды от студии, на рассвете, дожидаясь нужного освещения. Дело доходило до смешного (или грустного): ранним утром измотанные и дико уставшие актеры дожидались начала съемок, пока Чимино ждал, когда же на небе появятся достаточно красивые облака.
К тому времени оговоренные сроки давным-давно прошли, бюджет был увеличен в два раза и «United Artists» наконец спохватились – может, стоит посмотреть, что этот юный гений успел снять? Продюсеры были поражены: имеющиеся кадры больше походили на картины, чем на кадры из фильма, сражения и битвы выглядели грандиозно. После этого они сменили гнев на милость, но попросили все же поторопиться с окончанием съемок. Но Чимино снова лишь понимающе кивнул головой, увеличив бюджет еще в пару раз.
После этого «United Artists» поняли, насколько плохи их дела: фильм, с большой вероятностью, даже не выйдет в ноль, а уволить Майкла и нанять другого режиссера они не могли – кто бы в своем уме взялся доснимать такой проект?
Чимино установили жесткие рамки и стали контролировать каждое его действие. Но здесь начался новый круг ада: за время съемок проект оброс слухами. Еще бы: Майкл Чимино, надежда Голливуда, режиссер того самого «Охотника на оленей» снимает свое творение, которое все никак не выпустят в широкий прокат. Дошло до того, что один ушлый журналист Лес Габэй пробрался на съемочную площадку под видом статиста, чтобы своими глазами увидеть – что же там происходит? А происходил там самый настоящий ад, ведь из-за спешки все наплевали на технику безопасности: каскадеры получали по нескольку травм в день и не по одному; лошади просто топтали актеров, а с самими лошадьми обращались, мягко говоря, не гуманно. Габэй написал статью об увиденном, после чего общественность возненавидела этот фильм – и все это за пару месяцев до выхода.
Между тем, съемки закончились и материала оказалось на 220 часов. Это и сейчас монтировать сложно, но в то время это была самая настоящая пытка – получившиеся 400 километров пленки пришлось монтировать аналоговым способом (проще говоря, склеивать вручную). Все, опять же, делалось в дикой спешке, лишь бы успеть к «Оскару» - только статуэтки могли бы покрыть бюджет и оправдать страдания авторов и причастных.
Монтаж был закончен и теперь картина длилась 5,5 часов, что привело в бешенство продюсеров – стало окончательно ясно, что фильм с бюджетом в $44 миллиона, длительностью больше пяти часов не соберет и малой доли выделенных денег. Поэтому они потребовали не больше двух часов. Чимино на несколько дней с головой ушел в монтаж, хоть и не хотел этого делать, и выдал версию в 3,5 часа, после чего его уволили, а боссы студии лично взялись за монтаж, вырезая все нужное и ненужное. В результате вышла версия в 2,5 часа, но даже это фильм не спасло. Фильм собрал жалкие $3 миллиона, а критики и зрители камня на камне не оставили от «Врат рая», назвав режиссера непрофессиональным.
«Безусловный провал картины наводит на мысль о том, что ради успеха «Охотника на оленей» Чимино запродал душу дьяволу, а теперь, когда замаячили «Врата рая», тот вернулся, чтобы забрать то, что ему причиталось» - Винсент Кэнби в «New York Times»
Номинация на «Оскар» была лишь одна – за лучшие декорации и то проигранная. Зато фильм получил несколько номинаций на «Золотую малину», одну из которых выиграл – Майкл Чимино стал худшим режиссером.
Но даже не провал в прокате и антинаграды стали самой сильной бедой – главная катастрофа была в том, что «United Artists» понесла настолько колоссальные убытки, что разорилась и перестала быть самостоятельной киностудией, уйдя под контроль «Metro-Goldwyn-Mayer».
Главным уроком, вынесенным продюсерами из этой истории, стало то, что не нужно давать режиссером безграничную творческую свободу и независимые дорогие проекты надолго исчезли из кинотеатров, уступив место блокбастерам.
Проблема фильма в его несвоевременности - по достоинству его оценили лишь недавно, отметив, что в 1980 году "Врата рая" были неактуальны и не поняты.
Понравилась статья? Тогда ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы прочитать еще больше интересных статей.