Найти тему
Игорь Чураков

Четыре года в деревне

Этот рисунок – дело рук нашего сына Алеши. Нарисовал он его два года назад, когда ему было восемь лет. На рисунке – наш дом в селе Сторожевом. Ровно 4 года назад, в феврале 2016 года, мы с Галей начали поиск места для переезда в село: «прошерстили» всю область, просмотрели сотни объявлений и посетили десяток домов в разных районах и направлениях.

Купленный нами домик - практически на окраине села, на выгоне, рядом с бывшей колхозной фермой. Ехать до города минут сорок-пятьдесят. В пробках дольше стоим. Кризис цены уронил: хозяева робко просили миллион и – торг уместен – уступили, дав бонусом старый Запорожец и немалую кучу всякой хозяйственной всячины.

Участок – почти гектар земли; домик с пристроенной времянкой – почти сто метров площади. И еще столько же хозпостроек: гараж, кладовки, мастерские, два капитальных погреба. Большое хозяйство когда-то было, крепкое.

-2

Перед домом – большая лужайка, переходящая справа в поля, слева – в холмы и узкую долину между ними. До центра села чуть более полукилометра. Минут десять пешком, если с детишками. Там же школа, храм, клуб, сельсовет, сбербанк, почта, три магазина – все, что еще в селе полагается.

В марте – ударили по рукам, отдали задаток и, не дожидаясь завершения сделки, тут же начали обустройство. В начале июня мы всей семьей окончательно поменяли город на деревню, перевезя туда детишек и весь наш скарб из снимаемой городской квартиры.

Детишек сразу записали в местную школу. Учеников на тот момент у нас было уже четверо, Алеша в тот год в первый класс пошел. А в классах здесь – по пять-семь человек. Всего-то в школе было полсотни детей на одиннадцать классов.

Хозяйство завели сразу – козочек, курочек, индюков, пчелок три улья. Понятно, кошечка-собачка, как без них. Понемногу, но всего. К дому руки приложили, лучше всякой городской квартиры получилось. Колодец, котел газовый, свет-вода и еще две печки. Если что – дров кругом прорва, нарубил – топи!

Сейчас у нас уже 16 коз, их них – семь дойных. Галя делает сыр, моя работа – инфраструктурное и благоустроительное обеспечение. Работы здесь – край непочатый: землю перекопать, сено покосить, сеновал сметать, заборчик поставить, яму под компост выкопать, навоз вывезти, дом прибрать, уроки с детьми сделать. И так до бесконечности. Хозяйство. Ежедневный, тяжелый, обыденный, вроде бы однообразный труд – уход за домом, садом или детьми. Мой малый вклад в полнозвучную симфонию жизни, со всей ее крепостью смыслов и сочностью оттенков.

-3

Попробовавший в жизни немало, скажу – ничто не может доставить такого удовольствия, как собственноручный акт производства материального предмета, создание полезной, наглядной, ощутимой вещи. Близость к земле наполняет труд смыслом, а постоянное воспроизводство – подобно ритуалу – придает труду совершенно иное содержание: воплощение в мире замысла Божия.

-4

В этом труде постепенно приходит осознвние, что именно он – руками, на земле – и является подлинной «культурой» в изначальном смысле этого латинского термина – как непрестанного возделывания, ответственности за все, что вокруг и внутри тебя, попечения обо всем, созданном для тебя Господом. Эдакий изначальный Адамов труд – придание всему своего времени, места и значения, то бишь, приведение в состояние упорядоченности. Себя – в первую очередь.

Село Сторожевое-первое, 04.02.2020, Игорь Чураков

Из книги Чураков И.Л. Anabasis. Право на настоящее. – М.: Aegitas, 2019. – 417 с. eISBN 978-0-3694—0081-9., УДК 882, ББК 84 (2) 6 , © Текст: Игорь Чураков, 2019