Найти в Дзене
Раккун Сити

Uncut Gems — петарда в заднице и возмужавший Адам Сэндлер

Братья Сэфди придумали идею фильма где-то десять лет назад, и за это время она настолько преобразилась, что один из изначально присутствующих с сценарии персонажей просто напросто перекочевал в «Хорошее время». Адам Сэндлер получил предложение сыграть Говарда Ратнера в далёком 2012 — задумайтесь, с этого момента пройдет 8 лет, пока весь мир узнает о том, что он может играть кого-то ещё, кроме неуклюжего неудачника.

Кого же он играет в Uncut Gems? Конченного любителя азартных игр, погрязшего в долгах или такого же неуклюжего неудачника, от которого отвернулись фортуна, жена и люди, которым нельзя переходить дорогу? Боюсь, что в этот раз ему достался самый отталкивающий персонаж за всю фильмографию — это зверь, наслаждающийся жизнью только в моменты, когда есть риск всё потерять. И для карьеры Сэндлера это такое же решение, как и сценарный поворот в фильме «С меня хватит!» — он будто бы освобождает себя от натёрших мозоли оков клишированного лузера, и расцветает в совершенно новом для зрителей амплуа. Но даже при таких условиях, через его темные очки и набитые бланши всё равно проглядывается Адам Сэндлер. Возможно, для академии это и стало стоп-сигналом в добавлении актёра в наградный шортлист, потому что трансформации как таковой не было — просто Адаму наконец-то досталась нормальная роль.

-2

А какой же здесь стиль! Пролёты камеры, ракурсы, персонажи, локации, саундтрек — всё работает как единое целое. Саундтрек в целом достоин отдельного разговора: Даниэль Лопатин накрутил такого синтезаторного месива, что это больше отдает футуристическим переизданием Dungeons & Dragons, чем духом криминального триллера.

Весь фильм держит зрителя на иглах: все кричат, хаотичная музыка накладывается на нервную речь героев, а одержимый ставками Говард постоянно куда-то торопится под давлением неблагоприятных обстоятельств и рассерженных коллекторов. Этим картина отчасти напоминает Good Time, предыдущую работу братьев Сэфди. И чем ближе финал, тем больше пропасть между главным героем и остатками человечности в нём. При этом элемент сопереживания никуда не девается — просто оно в данном случае работает не так как мы привыкли.

Я пока не смотрел «Маяк», но для студии A24 и для Сэфди — это главная победа года. Без «Оскара», но зато с народным признанием и ощутимым размахом.