Саша:
Когда я читаю, я использую мультисенсорный подход: я слушаю музыку, которую называет автор, я гуглю картины, упоминающиеся в тексте, иногда даже пробую еду и напитки, ароматы. Иногда закапываюсь в биографии композиторов и художников, а иногда задаюсь более отвлечёнными вопросами типа «были ли Джейн Эйр и Соединённые Штаты Америки современниками?». Всё это помогает мне простраивать более ясную картинку, когда я читаю, такой метод вырос из моего естественного любопытства к таким деталям, и недовольства, если я не могу представить, что такое «корсаж», к которому у героини приколот букетик, например. Поэтому я очень люблю аннотации, сноски, послесловия и справки. Книга это слова на бумаге, которые указывают на явления и вещи. Читатель оказывается проводником между ними, в читателе они встречаются и оживают.
Нина:
Мне нравится, как звучит это термин: мультисенсорный подход. Но я не так глубоко читаю. Если переводчик или автор не сделают сноски, я поленюсь выйти за пределы книги. Только если я вообще не представляю, о чём идёт речь. (Одна из причин, почему мне всегда интересно послушать Сашу!)
У Стеллы Гиббонз в «Неуютной ферме» встретила растение «живохлебка». Или фермер идёт кохопутить... что, простите, он идёт делать? Вот их я бы пошла гуглить, не будь там сноски, которая бы объясняла, что это часть шутки авторки.
После прочтения с некоторыми книгами не охота расставаться. И тогда я читаю то, что они упомянули, ищу биографии, если это исторический роман, или ем то, что лопали герои во время повествования.
После «Там, где раки поют» я за пару дней скупила и съела рекордное количество пачек начос, потому что героиня там постоянно готовит из кукурузной муки. При чтении «Борьбы» Кнаусгора я не люблю, но покупаю и жарю рыбу. Имбирное пиво появилось в моей жизни сами знаете после какой серии книг.
И да, иногда я выписываю маршрут, по которому гуляли герои. У меня припасён маршрут по Риму из «Найди меня» Асимани. А вот по маршруту Раскольникова, которым предлагают проследовать туристам в Петербурге, я не ходила и не пойду.
Саша:
Невозможно расстаться с книгой — да! Моя мечта, например, попасть на Блумсдэй в Дублин, такое стремление к мистерии. Или посмотреть живьём «Вид Дельфта» Вермеера, потому что этой картиной восхищался рассказчик «В поисках утраченного времени». К этой эпопее я прочитала «Письма» мадам де Севинье, потому что герои регулярно их упоминали. И купила силиконовые формы для выпекания мадленок (и даже один раз их испекла!).
Недавно я зашла в кофейню, которая называется «Щегол» — только потому, что она так называется. Со щеглом у меня есть небольшой значок, и я прикалываю его к одежде, когда хочу вайбить писательницу.