Александр Петров
Компания ПОШ представила предварительное задание на разработку экономической стратегии Переславля-Залесского. На вопросы по заданию отвечает директор ПОШ Петр Шура.
Почему разработкой стратегией занимается именно ПОШ?
ПОШ не занимается разработкой стратегии, мы разработали задание. Разработкой стратегией должны заниматься эксперты с опытом в городском развитии. В конце прошлого года я выступил с инициативой создать в Переславле туристический кластер. Позже стало понятно, что задача немного шире.
Сейчас администрация Переславля проводит регулярные встречи по разработке стратегии. Почему не разработать стратегию в рамках этих встреч?
Я знаком с протоколами этих встреч. Участники предлагают правильные идеи, но дальше эти идеи необходимо упаковывать в проекты, увязывать между собой, находить операторов, структурировать финансирование. Поэтому я предложил привлечь к разработке экспертов, которые умеют это делать.
Почему именно экономическую стратегию, а не социально-экономическую?
Первично необходимо запустить экономические процессы в городе. Без устойчивого развития экономики не будет благоприятной социальной инфраструктуры.
Как новая стратегия будет увязана с изменениями в новый генплан?
Разработчик должен будет учитывать согласованные изменения и предлагать свои корректировки.
В задании указано, что заказчиком будет институт развития. Разработку стратегии они оплачивают?
Надеюсь. Я предполагаю, что заказчиком будет институт развития, надеюсь на "Фонд развития городской экономики" из госкорпорации ВЭБ.РФ. У них накоплена компетенция в разработке работающих механизмов. К тому же ВЭБ является собственником курорта Azimut, у них прямой интерес в экономическом развитии округа и росте туристического потока. Если стратегия приживется в Переславле, то ВЭБ сможет масштабировать на все малые города в России.
Еще вариант -- «Агентство стратегических инициатив», у которого тоже накоплен значительный опыт. Плюс они развивают проект по эко-туризму в особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Партнерство с ООПТ "Нацпарк "Плещеево озеро" -- одна из самых больных тем для переславской экономики.
Почему эта больная тема?
Нацпарк с охранной зоной занимает 25% территории округа, город целиком попадает в охранную зону. По закону вся социально-экономическая деятельность должна согласовываться в нацпарке и Минприроды, вплоть до скамейки во дворе. Регламента согласований нет. Это связывает город по рукам и ногам и отпугивает инвесторов. Нужно распутать этот клубок, найти компромиссное решение.
В нашей стране столько стратегий развития разрабатывалось. Ты правда веришь, что эта стратегия станет рабочей?
Скепсис относительно стратегии понятен. Поэтому мы хотим приземлить стратегию к конкретным проектам, понятным как дважды два.
Зачем тогда стратегия, если всё сведется к проектами?
Стратегия позволит достигнуть консенсуса между заинтересованными участниками, так называемыми стекйхолдерами, о том, в каком направлении двигается Переславль.
Во-вторых, определить экономическое позиционирование Переславля. Найти ответ на вопрос какая специализация принесет максимальную выгоду городу.
На протяжении десятилетий промышленность развивала город, но в 90-е годы появился Нацпарк, который связал промышленность по рукам и ногам. Плюс новые технологии стремительно сокращают рабочие места и замещают целые отрасли. Раньше в Переславле было несколько ткацких предприятий, почти все закрылись. Цифровые камеры снизили спрос на фотопленку, в результате завод "Славич" почти исчез.
Нужно выбрать нишу с учетом новых реалий, собрать туризм, сельское хозяйство, промышленность и науку в один конкурентный кластер. Сегодня Переславль находится в Ярославской области, но экономически входит в Московскую агломерацию. Это открывает определенные возможности.
Если в округе забурлит жизнь, появится интересная работа, молодежь перестанет уезжать, приедет молодежь из Москвы, которая работает дистанционно.
В-третьих, стратегия на 10 лет позволит снизить зависимость курса от смены заинтересованных участников. Я имею ввиду смены руководителей города, региона, инвесторы могут приходить и уходить. Магистральная линия не должна сильно меняться.
И последнее. Нужно согласовать приоритетные проекты, на которых будут сфокусированы ресурсы.
Уже понятно какие проекты?
В общих чертах понятно, но нужно оценить реалистичность каждого проекта и выстроить правильную последовательность. Нет смысла браться сразу за все проекты. Есть проекты, которые необходимо решать в первую очередь.
Например?
Остановка для скорого поезда Москва-Ярославль. Это кардинально изменит будущее Переславля. Это нужно не только туристам, но и жителям. Ничего сложного в этом проекте нет: инвестиций требуется мало, сроки короткие, эффект колоссальный, все за. Осталось упереться и сделать.
Какие еще проекты?
Много транспортных проектов. Транспортная доступность -- один из ключевых факторов развития. Городу нужен современный транспортно-пересадочный узел, который разгрузит центр города. Нужны перехватывающие парковки на въезде в город. Нужен корабль на электродвигателе, который сможем перевозить туристов по воде от Ботика Петра до Синего камня, опять же разгрузит центр города. Нужны благоустроить пешие маршруты для туристов от памятника к памятнику, чтобы не создавали пробки на автомобилях, а пешком ходили, на велосипедах летом катались. Нужны туристические автобусы для тех, кто приедет в Переславль на жд-поезде. Есть понимание как запустить туристический ретропоезд от Берендеево до Переславля. Это всё проекты с понятной эффективностью, источниками финансирования и даже окупаемостью.
А откуда деньги возьмутся на реализацию проектов?
Я вижу колоссальные финансовые ресурсы: национальные проекты, федеральные целевые программы, инвестпрограммы монополий, корпорации развития, государственно-частные партнерства, частные инвестиции. Не хватает окупаемых проектов с качественной документацией.
Кто заплатит за остановку в Берендеево? Разве это окупаемый проект?
Конечно окупаемый. Окупаемость через поток пассажиров. За станцию заплатит РЖД. Они могут это сделать в рамка своей инвестиционной программы.
В число проектов войдут социальные проекты?
Что такое социальные проекты? Дотационные?
Полезные для жителей.
Остановка скорого поезда полезна жителям?
Она полезна в первую очередь для туристов из Москвы.
Не согласен. Около 5 тыс переславцев ездит в Москву не реже 3 раз в неделю туда и обратно. После открытия остановки они смогут добираться до Москвы за час двадцать.
Дальше дачники. В летний период в Переславль приезжает около 100 тыс дачников. Они тратят по 5 часов в каждую сторону.
Пересаживание туристов на поезд позволит сократить пробки в городе. Рост туристического потока увеличит количество рабочих мест и доходы местной экономики. Поэтому станция принесет пользу в первую очередь жителям.
Еще такие проекты есть?
Все проекты должны быть двойного назначения, полезны бизнесу и жителям. Кажется, есть экономический смысл построить аквапарк с бассейном, надо посчитать окупаемость внимательней. Это интересно и жителям, и туристам. Так?
Так.
Главное, чтобы проекты были окупаемыми. Покупательская способность переславцев пока ниже чем у москвичей, поэтому важно привлечь московский спрос в Переславль, москвичи обеспечат окупаемость проектов.
Поэтому в стратегии упоминается интеграция с программами правительства Москвы.
Переславль входит в московскую агломерацию. Необходимо понять какую нишу Переславль может занять в московском спросе. У Переславля и Москвы много взаимных интересов. Точно можно организовать туры для участников программы "Активное долголетие". Надо выбрать наиболее выгодные обоим сторонам проекты, сделать "пилоты" и дальше масштабировать.
Зачем Переславлю развивать отношения с европейскими городами?
Обмен опытом, доступ к полезным технологиям, привлечение иностранных инвесторов. У Переславля уже были дружеские отношения с тремя городами: Некарбишофсхейм из Германии, Заандам из Нидерландов и Лаукаа из Финляндии. Отношения нужно развивать, добавлять новые города.
Кто и как будет утверждать стратегию?
Заказчиком будет институт развития. Исполнителя выбирает институт развития. Это не означает, что стратегия будет разработана в отрыве от стейкхолдеров. Мы в задании указали, что стратегия должна быть согласована со стейкхолдерами, которых необходимо включить в проектный офис. Такой механизм позволит интегрировать опыт заказчика и исполнителя с опытом местных стейкхолдеров.
Какие ближайшие шаги по разработке стратегии?
Сначала найдем институт развития, который будет готов выступить заказчиком. Потом они выберут исполнителя. Это займет 2-3 месяца. Потом исполнитель разработает стратегию, это еще полгода. А дальше начнем двигаться по стратегии.
То есть до конца года никаких проектов не будет?
Сейчас мы сфокусированы на остановке для скорого поезда. Для остальных проектов прорабатываем программы и ТЭО.
Где будут публиковаться новости по экономической стратегии?
У нас в блоге. Плюс мы попросим остальных стейкхолдеров распространять информацию по своим каналам.
Задание на разработку экономической стратегии для Переславского городского округа.