Интересный вопрос, а был ли шанс у союзников отразить японское наступление в Южных морях в 1941- 42 году?
На первый и на любой другой взгляд союзники обладали в Юго-Восточной Азии довольно представительными силами.
Главной опорой британской мощи и владычества в регионе была первоклассная крепость Сингапур, называемая свободной прессой того времени «Гибралтаром Дальнего Востока». Крепость обладала мощной ремонтной базой и значительными запасами вооружения и боеприпасов. Численность английских сил регионе насчитывала около 90 тыс. человек, из них около 50 тыс. англичан и австралийцев.
В начале декабря 1941 года в Сингапур прибыли линейные корабли «Принс оф Уэллс» и «Рипалс» с четырьмя эсминцами сопровождения, составившие основу ударного «Соединения Z» адмирала Томаса Филлипса. Несмотря на то, что линкоры опоздали к тем сражениям, для которых были созданы, они вполне могли составить конкуренцию японским линейным силам.
Американцы были представлены в регионе Азиатским флотом Соединённых Штатов со штаб-квартирой в Маниле. Как грустно говорили сами американские моряки -это был «самый забытый богами флот». Тем не менее, под началом адмирала Томаса Харта к началу войны находились тяжёлый крейсер «Хьюстон», лёгкие крейсера «Марблхэд» и «Бойс», 13 эсминцев, 23 подводных лодки океанского класса, 6 малых подлодок, несколько плавбаз гидроавиации. Всё это «великолепие» было приправлено пёстрой смесью прибрежных и речных канонерок, посыльных яхт и других вспомогательных судов. В части воздушной поддержки моряки полностью зависели от армии. Сухопутная авиация насчитывала 35 «Летающих крепостей» B-17 и 107 истребителей различных типов. Японцы снесут её практически одним ударом в первые часы войны. Подчинённые генералу Дугласу Макартуру армейские силы включали около 130 тыс. человек, из которых 100 тыс. были плохо вооружёнными филиппинскими новобранцами. Несмотря на бравурные донесения Макартура, сухопутные войска, также как их командующий, ни в коем случае не были готовы к войне.
Поддержку союзникам на море могли оказать голландские силы в Батавии, базирующиеся на базу в Сурабае. В распоряжение союзного командования было предоставлено превосходное крейсерское соединение адмирала Хелфрича - два лёгких крейсера «Де Рюйтер» (флагман) и «Ява», лидер эсминцев «Тромп», семь эсминцев и двенадцать подводных лодок. При этом авиационная поддержка кораблей напрочь отсутствовала.
Кроме того, где-то на границе Ойкумены, за Малайско-Индонезийским барьером проявлялись австралийский и новозеландский флоты и силы «Свободной Франции» - тяжёлый крейсер «Австралия», легкие крейсера «Перт», «Хобарт», «Линдер», «Ахиллес», «Морсиз» и пара эсминцев.
Однако, даже с натяжкой, эти силы нельзя было рассматривать как единый боевой механизм. Реальных планов взаимодействия между вооружёнными силами союзников в регионе не существовало. Руководство на словах выражало друг другу всяческую поддержку, но на деле ограничивалось лишь ни чем не обязывающими обещаниями.
Часто западные авторы, не размениваясь на мелочи, в качестве сил противостоящих союзникам в Юго-Восточной Азии, выставляют японский Императорский флот практически в полном составе: 10 линкоров, 10 авианосцев, 18 тяжёлых крейсеров, 113 эсминцев, 63 подводные лодки, несколько сотен истребителей и бомбардировщиков наземного базирования.
В реальности, большая и лучшая часть японского флота была задействована для атаки на Гавайи. Силам Харта, Филипса и Хелфрича противостоял Второй флот под командованием адмирала Нобутакэ Кондо включавший два старых линкора «Харуна» и «Конго», семь тяжёлых крейсеров, три лёгких крейсера, двадцать четыре эсминца. Однако и эти цифры являются лёгкой подтасовкой фактов. Японцы наносили удар по Малайе и Филиппинам одновременно. Это приводило к ещё большему распылению сил, но давало возможность переигрывать противника за счёт увеличения темпа операции.
4 декабря 1941 года японское транспортное соединение с десантом на борту вышло в море. Спустя два дня транспорты с развёрнутыми линейными силами прикрытия были случайно обнаружены австралийским лётчиком…
Альтернатива первая. Превентивный удар британской авиации.
Многим было понятно, что выдвинувшееся в южном направлении японское соединение может представлять смертельную угрозу. Естественным напрашивающимся ходом было нанесение английской авиацией превентивного удара по кораблям противника, что стало бы прелюдией к грандиозной катастрофе японцев в Южных морях.
В этом случае автоматически запускался план «Матадор», согласно которому британские войска вторгались в Тайланд и истребляли остатки противника в местах высадки. Действия англичан в ближайшей перспективе снимали угрозу с Сингапура. Американские силы на Филиппинах вряд ли оказали бы поддержку британцам, но бдительность несомненно была бы усилена. Удар японской авиации по авиабазам Иба и Кларк мог оказаться не таким сокрушительным, что в перспективе положительно бы сказалось на обороне союзников во всём регионе. Ударное соединение Филлипса, базируясь на Сингапур, вполне могло выходить в рейдовые операции на японские коммуникации, действуя в стиле немецких рейдеров. Правда, в условиях отсутствия надёжного авиационного прикрытия, линкоры неминуемо ждала участь «Тирпица» - японские аэродромы находились практически за углом - во Французском Индокитае.
Однако война ещё не была объявлена. Ни губернатор Малайи сэр Роберт Томас, ни командующий обороной генерал Артур Персиваль не могли взять на себя ответственность нанести удар по кораблям в нейтральных водах. Причём, несмотря на последствия, стратегически они действовали довольно дальновидно. Через несколько дней, джентльмены с Даунинг-стрит, будут призывать нацию сплотиться и во весь голос кричать миру о навязанной войне и коварстве "косоглазых".
Альтернатива вторая. Операция «Матадор»
Ещё в 1937 году британское штабисты пришли к выводу, что в случае наступления японцев на Малайю, высадка десантов могла быть осуществлена на восточном побережье Тайланда. В целях парирования угрозы, был разработан план «Матадор», в соответствии с которым, войска должны были перейти границу с формально независимым Тайландом, блокировать японские десанты и сбросить их в море. Однако основным элементом плана было решение, что войска выдвигаются в районы сосредоточения заранее, до высадки противника.
При обнаружении японских сил вторжения, британское командование так и не решилось ввести план в действие. Когда же угроза стала очевидной, проводить комплекс мероприятий было уже бессмысленно. Отмена операции «Матадор» привела к тому, что войска генерала Ямаситы беспрепятственно высадились в Тайланде.
Действуя более решительно, англичане вполне могли остановить японцев на дальних подступах к Сингапуру, до крайности затруднив действия сил вторжения. Кроме того, имея значительно больше сил и ресурсов в Индокитае, британцы имели все возможности скинуть десант в море. В перспективе это означало снятие непосредственной угрозы с Сингапура и делало переход от лёгкой и комфортной колониальной службы к настоящей войне, более плавным.
Альтернатива третья. Рейд «Соединения Z»
В вечерних сумерках 8 декабря 1941 года линкоры адмирала Томаса Филлипса покинули Сингапур, направившись на поиски японского десантного соединения. Выдвижение линкоров практически совпало с высадкой японских войск в Северной Малайе. Британское «Соединение Z» имело большие шансы перехватить японские транспорты во время разгрузки. Особый успех мог сопутствовать адмиралу Филлипсу, при установлении контакта с противником в ночных условиях. Английские линкоры превосходили японские силы прикрытия по калибру главной артиллерии и бронированию, а наличие радиолокатора давало серьёзные преимущества в ночном бою. В случае успеха, силам, развёрнутым в Северной Малайе и Тайланде, оставалось только подчистить за моряками, уничтожив на побережье лишённые снабжения, японские десантные партии.
По своим последствиям эта альтернативная реальность очень похожа на вторую. Правда, в этом случае, американские силы уже втянуты в войну. Буквально через несколько часов, японские бомбардировщики вдребезги разнесут военно-морскую верфь в Кавите, ликвидировав единственную на Дальнем Востоке ремонтную базу американского флота. Вместо отступления в Голландскую Ост-Индию, эскадра адмирала Харта могла выбрать в качестве базы более развитый Сингапур, сохраняя своё присутствие в регионе. Правда, скорее всего, там бы и погибла под ударами японской авиации.
Альтернатива четвертая. Оборона Сингапура.
Оборона Сингапура безусловно является одной из самых позорных страниц английской истории. По подсчётам британского командования силы сингапурского гарнизона более чем вдвое превосходили по численности японцев.
При всём старании генералу Ямасите удалось протащить через джунгли только две дивизии. Японские войска были вынуждены обходиться абсолютным минимумом. При погрузке на транспорты армейское командование предельно ограничило «полевые чемоданы», использовав свободное место для запасов продовольствия, боеприпасов и топлива. Но даже в этом случае войска находились на голодном пайке. Фактически Ямасита был поставлен перед выбором: либо армия, не считаясь с потерями, проводит быстрый массированный штурм, либо вымирает в джунглях. Благодаря безволию генерала Персиваля первоклассная крепость Сингапур продержится всего неделю.
В защиту «героической» обороны некоторые исследователи пишут, что крепость не была приспособлена для атаки с суши, а окопы, доты и укрытия невозможно было возвести вследствие высокого уровня грунтовых вод. Однако здесь всё же хочется заметить, что Сингапур это остров, отделённый от суши проливом шириной до 800 метров, что уже само по себе являлось серьёзным инженерным препятствием, а уровень грунтовых вод при обороне Ленинграда или Одессы, по всей видимости, был какой-то более дружелюбный к осаждённым.
У командующего гарнизоном генерала Персиваля имелись все возможности для повторения героической обороны Порт-Артура или Тобрука. В перспективе британцы могли перемолоть на подступах к Сингапуру десятки тысяч японцев и приковать к себе значительные силы флота. Сингапур мог стать буквально «чёрной дырой», пожирающей и без того скудные ресурсы Японской Империи. Стратегическая тень от удержания «Дальневосточного Гибралтара» легла бы на весь Тихоокеанский театр военных действий, зацепив попутно Индию и Ближний Восток.
С падением Сингапура линейка альтернативных реальностей для Британской Империи и её союзников закончилась. Всё остальное – оборона Филиппин, Явы, сражения в Яванском море, это агония, попытка оплатить демонстрацию флагов в регионе кровью солдат и моряков. Но, в конце концов, остатки союзных боевых эскадр окажутся там, где им и было самое место – в пока ещё безопасных портах Юго-Западной Австралии.
В продолжение темы "Стальных Монстров", хочу предложить Вам ещё статьи о флоте:
ДОРОГА К ЗАЛИВУ ЛЕЙТЕ
АВИАНОСЦЫ И ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ
ГИБЕЛЬ АВИАНОСЦА "ГЛОРИЕС"
ДВОРЕЦ ДЖИННА. ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ "ЭДЖИНКОРТ"
ХОЛОДНЫЕ ВОДЫ. САМЫЙ КОРОТКИЙ БОЙ В ИСТОРИИ
СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ ПОГРОМ. ПЕРВОЕ БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УПРАВЛЯЕМЫХ АВИАБОМБ
НОЧЬ "ДЛИННЫХ МЕЧЕЙ". СРАЖЕНИЕ ПРИ ТАССАФАРОНГЕ.
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.