Найти тему
JrCherNik

Рецензия для души, или о трансформации читателя

Совпали три события, что привело меня к одному любопытному размышлению. Всё началось с того, что я прошёл игру «МОР» (римейк «Мор (Утопия)», также игра известна, как Pathologic 2). Затем в процессе обсуждения МОРа вспомнилась лекция одного из разработчиков игры, Николая Дыбовского. (На самом деле он основатель студии Ice-Pick Lodge и, по сути, основной автор МОРа.) Лекция называлась «Костяной дом». Третьим же событием стал сборник рассказов и статей Татьяны Толстой «Не Кысь», в котором я прочёл рецензию на книгу Андрея Макина «Французское завещание». Вывод, который я сделал в результате совмещения этих трёх моментов, состоял в том, что рецензия, как и любой акт творения, может (и даже хорошо бы ей) нести в себе трансформационный аспект. В смысле, менять читателя, позволяя ему смотреть на вещи под иным углом. Чтобы чуть проиллюстрировать этот момент, расскажу подробнее про упомянутые объекты. 

Картинка взята с сайта Ice-Pick Lodge - http://ice-pick.com/ru/
Картинка взята с сайта Ice-Pick Lodge - http://ice-pick.com/ru/

Начнём с лекции Дыбовского «Костяной Дом». Она содержит, во-первых, краткое изложение концепции того самого дома. Согласно видному фольклористу Владимиру Проппу, такой дом в сказках является отражением ритуала инициации членов племени. Попадая в Костяной Дом, мальчик символически умирает и становится мужчиной, воином. Во-вторых, в лекции Николай Дыбовский высказал идею о том, что компьютерные игры позволяют творцам создать своего рода «костяной дом». То есть игры могут являться инструментом для перерождения игрока, вынуждать его к изменениям. Кроме того, Николая делился рассуждениями о конкретных элементах, которые разработчики пока не используют в играх, или используют редко. Важный нюанс — лекция была рассказана в 2005 году и с тех пор многое изменилось. Впрочем, игр, созданных в соответствии с концепцией «костяного дома», до сих пор немного. Для дальнейшего мыслительного процесса, впрочем, важна сама идея «костяного дома», как опыта, передаваемого разными способами. В разных форматах.

Здесь и далее использованы кадры из игры "МОР" (Pathologic 2)
Здесь и далее использованы кадры из игры "МОР" (Pathologic 2)

От разработчика игр перейдём к последнему на сегодняшний день его творению. «МОР» является воплощением концепции «костяного дома» в играх. По сюжету в отдалённом степном городе зарождается опасная болезнь, и перед героем игры ставится задача за 11 дней найти лекарство. Что почти невозможно, и потому игроку предстоит носиться по городу, словно по углям, нигде не останавливаясь и не задерживаясь. Нет почти ни одного момента с самого начала игры, когда можно перевести дух и считать себя в безопасности. Времени не хватает, аватар игрока всегда уставший и голодный, солнце уже заходит, а список дел хорошо если наполовину сократился. «МОР» — вещь некомфортная для игрока. Через искусственно созданные условия она добивается от игрока изменения способа мышления. И речь не просто о понимании правил игры, хотя и это тоже. Смысл именно в поиске другого подхода к восприятию задач... Язык, тем более мой, здесь очень плохо справляется с передачей идеи. В «МОР» проще один раз поиграть, чем пытаться объяснить, как он работает и почему это шедевр (Дыбовский — гений!). Отсюда для дальнейшего мыслетворчества возьмём идею о том, что комфорт, развлечение — далеко не всегда должно стоять во главе угла. Реципиент (игрок, читатель, зритель) обязан встать перед выбором, делать который он не хочет, но вынужден. 

Каждый день игра подводит итог твои действиям. Каждый день напоминает - везде не успеть. Вот и ещё один день подошёл к концу, времени мало, спеши!
Каждый день игра подводит итог твои действиям. Каждый день напоминает - везде не успеть. Вот и ещё один день подошёл к концу, времени мало, спеши!

Наконец, перейдём к рецензии Татьяны Толстой на книгу Андрея Макина «Фрацнузское наследство». В этом тексте больше всего меня поразила попытка откопать что-то хорошее в книге, смысл её существования. Судя по некоторым словам и формулировкам, самое интересное, что есть в этой книге — это история её публикации*. Кроме оной, в наличии буквально пара стилистических находок и вопросов для читателя. Однако то, что делает Татьяна, выходит за грань рецензии. Она описывает своё, очень индивидуальное, восприятие книги и этим сочиняет собственную, виртуальную книгу, не существующую на бумаге. При чем Татьяна не отходит далеко от объекта рецензии. Собственно, сама рецензия её не волнует, вердикт в конце текста выглядит отмазкой, мол, ну вот, видите, обязательную часть я выполнила. В этом тексте важно то, что рецензия, как самостоятельный текст, вовсе не обязан в своём центре иметь объект рассмотрения. Вместо этого книгу (фильм, игру и т.д.) можно использовать, как стартовую площадку для рассуждений вовне. 

-4

Объединяя все три найденных тезиса воедино, получаем следующую конструкцию. Рецензия, как любое высказывание, имеющее одного автора, может воплощать в себе нечто большее, чем попытку охарактеризовать художественное произведение. Используя различные инструменты языка, автор может поставить перед читателем увиденную в произведении проблему. Поставить вопрос ребром, вынудить читателя сделать выбор. Пусть даже это выбор закрыть вкладку и пойти дальше. 

Конечно, на этом месте можно смело заявить, что всё просто — это уже не рецензия, а художественное произведение с собственной жизнью и смыслом существования. Настоит заметить, что такой текст всё равно будет сохранять привязку к основе, к «рецензируемому» объекту. 

-5

Также стоит заметить, что при попытке вообразить такую рецензию у меня не возникает никаких чётких образов, кроме всё той же Толстой. Можно ещё указать на более близкий лично мне текст — попытку пересказать опыт игры в МОР от человека, скрывающегося под псевдонимом «Хроно Сон». Однако этот текст не является даже попыткой рецензировать, это больше похоже на инструкцию к игре, на которой оттиснуто личное впечатление.

-6

Завершая мысль на пару абзацев выше, я хочу сказать, что рецензия достаточно свободная форма и может ставить целью трансформацию читателя в своем списке. 

Можно заявить, мол, ничего подобного. У рецензии есть цель — рассказать потенциальному рецепиенту произведения искусства о том, что оно из себя представляет. Сказать в целом о форме, о качестве, о сути. Попытка же работать с рецензией, как с самобытным произведением искусства — несколько за гранью уже рецензирования произведений. Что, на самом деле, вполне сочетается с моим желанием самовыражаться путём написания рецензий, а вовсе не являться функцией простановки оценок произведениям. 

Другой встречный вопрос может звучать так — а нужна ли такая рецензия? Если в голове у меня нет других подобных рецензий, возможно, это говорит о их тщетности. Вынудить читателя к трансформации можно куда эффективнее художественным текстом. Рассказать человеку сказку проще, чем сочинять о ней рецензию, которая должна оказать такой же эффект. На это я отвечу, что имея на руках лимоны, проще сделать лимонад, а не яичницу. Огромное блогерское сообщество, равно как и многие тысячи пользователей сайтов вроде Кинопоиска, выражают своё мнение в виде отзывов-рецензий. Один из самых известных российских видео-блогеров, Евгений Баженов, по сути, уже использует формат обзора для того, чтобы доносить свои идеи. Вот, кстати, в некотором роде ещё один пример вышеуказанного формата. 

Пожалуй, на этом основная мысль выражена. Я не знаю, имеет ли такой формат право на существование, но он определённо может существовать. Не знаю также, способен ли я писать такие рецензии, хотя определённо, в обозримом будущем попробую. Также под конец написания текста меня терзают смутные сомнения относительно всего — и в частности о том, не являются отзывы и рецензии уже подобными текстами с собственной жизнью и намерением. Ведь их авторы движимы зачастую не желанием рассказать о художественном произведении, но эмоцией, связанной с ознакомлением. Вызвериться, если речь о плохом кино, или наоборот, нести благую весть о потрясающей книге. Но мне всё же кажется, что если это и можно записать в категорию описанных выше рецензий, то в самый примитивный их вид, когда собственная мысль выражается неосознанно. Я же пытаюсь говорить о тексте, который пишется с оформившейся мыслью. 

Вот теперь точно всё. Если есть что сказать, буду рад почитать ваши мысли в комментариях.

-7

* Русскому автору, пишущему на французском, пришлось соврать, что это перевод с русского, и сочинять «оригинал», т.е. перевод на русский, чтобы рукопись опубликовали. Как это сработало, я так и не понял, хотя перечитывал эту историю несколько раз в разных источниках. 

#рецензии #текст #филология #pathologic2 #icepicklodge