Найти тему
rockanews

Какие сдвиги прошел хэви метал, чтобы оставаться на плаву. Часть II. Extreme

Тяжелая музыка пережила несколько важных культурных влияний, которые укрепили её фундамент.

Все что осталось - это музыка
Все что осталось - это музыка

В первой части мы остановились на появлении экстремальных течений в тяжелой музыке.

Поклонники блэк-метала отмечают, что первая волна жанра и близко не достигала той степени эпичности в отрицании христианства, которой достигли последователи Bathory, Celtic Frost и Venom.

Прародители технически изобрели приемы, которые взяли на вооружение музыканты блэк-метала. Это инверторные гитарные тона и оверритмы. Вместе с тем, они оставались трэшерами, сильно увлекались lo-fi саундом, а также кожаными ремнями с заклепками.

Вторая волна хэви метал, как часто называют блэкеров добавила в своё творчество готический флёр и немного трупных красок, чтобы чуть подсветить беспросветный мрак спид-метала.

С приходом black metal группы стали играть ещё жестче во всех направлениях. Над принципами блэкеров часто иронизировали: "в дневное время не веселимся, не улыбаемся и ни на что не ведёмся". Однако идея сдержанности эмоций захватила многих. И её строго соблюдают фэны Mayhem, Burzum и Darkthrone. В своем концептуализме они добились своего - все поняли, что хэви-метал это не для нормальных людей, а для избранных.

Но блэк-метал не смог оградить жанр от снижения популярности, которое произошло под натиском хип-хопа во второй половине 90-х. Бумбоксы и сабуферы оттеснили гитарный дрифт на задний план, превратив его в фон для таких групп как Body Count.

Вот тут хэви вывернулся "наизнанку". В арсенале музыкантов появилась семиструнная гитара. Первоначально этот инструмент использовали виртуозы-гитаристы, но его взяли на вооружение Korn и Deftones. Седьмая струна добавляла в риф хруст и дребезжащий объем, который внезапно превратил гитары в ударные. Nu metal захватил арены, как когда-то Gun 'Roses, Bon Jovi и другие представители глэм-метала.

Недостатком доминирования семиструнной гитары было то, что она избавила саунд от мрачной вагнеровской красоты, оставив лишь неодухотворенный холод. Плотный и кинетический звук ню-метала стал отказом от классических хэви-метал-стандартов. Самым заметным нарушением канона стал уход от гитарных соло. Взамен большинство ню-метал групп начали использовать искаженные вокальные вставки. Рок-н-ролл и музыкальность уступили место дизайну.

В альтернативу nu metal агрессивно выступил поп-панк от выживших в девяностые Offspring и Green Day. Ситуацию могло спасти только соединение матала и хардкора в metalcore , который усвоил в себе интонации Slayer, Twisted Sister и Judas Priest. В результате, уважение к гитарному соло вернули в начале 2000-х такие имена как: Bullet for My Valentine, Killswitch Engage, As I Lay Dying, All That Remains и другие.

Параллельно музыканты вспомнили о мелодизме dath-metal и классических наработках родственных жанров. Такие группы, как The Black Dahlia Murder, начали объединять звук Kreator, Destruction, Exodus - с ещё более брутальными тонами.

Такое сочетание пришлось по вкусу аудитории. В итоге, некогда маргинальный шведский коллектив Arch Enemy вскоре стал крупнейшей метал-группой в мире.

По мере развития технической стороны экстремальных жанров тяжелой музыки, неизбежным становилось достижение высшей точки - которая получила название прогрессивный метал. На пути его становления пришлось преодолеть неизбежные трудности - как сыграть и как привлечь аудиторию.

Первую проблему решили с помощью привлечения музыкально грамотных и виртуозных музыкантов. Вторая проблема оказалась сложнее. Уши молодых последователей оказались не готовы к восприятию гармоний по степени сложности не уступающим симфонической музыке. Времена King Krimson, Yes и ELP в XXI веке безвозвратно закончились. Отправной точкой прог-метала стали группы Queensryche и Dream Theater

Долгое время концептуальный металл не находил должную аудиторию, апологеты стиля даже подверглись различным метаниям в смежные жанры, включая гранж.

Все изменилось с появлением Mastodon и Meshuggah. Эти коллективы не побоялись объединить виниловые ритмы арт-рока, фэнтэзийные и галактические мотивы с абразивным звучанием спид-метала - получился прожигающий мозги эффект. Поклонники дэт-метала и трэша внезапно поняли вот это то, что они ждали.

В результате металл перестал относиться к себе слишком серьезно и позволил себе вновь принять те безумные, далёкие концепции, которые когда-то были его визитной карточкой.