Уважаемые читатели, сегодня я хотел бы рассказать, как складывались отношения у бойцов Советской Армии и солдат Народной армии Афганистана.
Наш, 186 мсп, вошел в Афганистан одним из первых, 4 января 1980 года. Первое, что бросилось в глаза, это нищета, грязь, голодные дети. Они стояли вдоль шоссе, зачастую босые или в лучшем случае в галошах на босу ногу. Встречая колонну, они выпрашивали еду или сигареты и мы без колебаний делились последним.
Вскоре мы увидели афганских солдат. Серые ворсистые шинели и зимние мундиры из такого же шинельного сукна. В первые дни не видел я особой радости на их лицах, а четвертый артполк ВС Афганистанаи вовсе поднял мятеж, который нам и пришлось подавлять. После разгрома мятежников, наш полк при поддержке союзников двинулся к городу Талукан. Об этом я упоминал уже в одной из статей. За день до начала операции большинство афганских бойцов просто разбежались. Но, не все, какие-то подразделения все же следовали за нами. Постепенно стали налаживаться контакты, им не запрещали подходить к нашим постам, разговаривать, понятно, что таджикам и узбекам был легче с ними общаться, но, общались почти все. К чему сводилось это общение? Какие-то общие разговоры на ломаном афганско-русском сленге, и конечно меновая торговля. Сигареты, чай, чарс, какие-то мелочи, блокноты, ручки. Первое слово, которое каждый афганец считал необходимым выучить – «товарищ», произносили они его с трепетом и глубоким уважением, как думаю, и во всем мире. Речь, естественно о тех, кто верил в идеалы коммунизма. «Привет! Как дела?» В ход шли уже фразы. А мы им « Хоб асти!» Молодые, ясные головы , мы схватывали все на лету.
Ну, а раз уж пошла дружба и общение чему еще от нас могли нахвататься афганцы? Естественно, русскому мату. Это получилось само собой – « Привет, как дела?» в армии принято отвечать – « Зашибись», Ну, или почти так. Слово « Зашибись» отлично зашло в лексикон афганцев. Надо сказать, что мальчишки в Джелалабаде через полгода , уже свободно и бойко болтали на русском и матом обложить могли не хуже наших. Не надо судить нас строго, в армию, в основном идут люди простые и уклад армейской жизни равняет всех по одной планке. Планка эта не очень высока – что от солдата требуется - выносливость, работоспособность, в нужный момент смелость. Рассуждать и думать не надо, это лишнее. Просторечие, грубость, отсюда и такие грубые развлечения.
В целом, афганские солдаты были союзниками, и несмотря на единичные случаи конфликтов, так и воспринимались. Но, окопы для боевого охранения с той стороны, где они находились, мы выкапывали в полный профиль. Одно лишь омрачало нашу интернациональную дружбу – союзники эти норовили разбежаться при любом удобном случае – не покормили, не заплатили, а частенько и уж совсем откровенно – «Душман», кричат и сразу назад. Посмеивались мы над ними.