...Наступило время серьезных бандитских коллективов, понятий про понятия, красных пиджаков и не очень интеллектуальных лиц… 90-тые… Наличных денег было много, товаров мало, в ночных клубах и винных магазинах было не протолкнуться, да и было их совсем немного, наперечет… В ежевечерней передаче «600 секунд» криминальные новости зашкаливали, Александр Глебович владел даром с демонической улыбкой во весь экран кошмарить петербуржцев, тем более, что реальных кошмаров на улицах культурной столицы хватало…Наша работа была очень востребована, предложений было много и очень много, а адвокатов в то время был дефицит… Тем более таких адвокатов, у которых слова с делом не расходились… Потому что просто птиц-говорунов и тогда, и сейчас предостаточно... А Юра, мой друг, всегда берег честь смолоду, и всегда отвечал за свои слова… Поэтому уже в те непростые времена его можно было заметить в компании так или иначе известных в городе людей (да что там в городе! В России!!!)… То он летел одним рейсом в зарубежную поездку с первым лицом Ленинграда (мало кто из нас верит в совпадения, верно?)…J То среди его клиентов появлялся князь Х. (назову его пока по первой букве в фамилии)… История умалчивает, насколько его кровь была действительно голубой, а княжеский титул настоящим…Но впечатление Х. производил самое величественное…Ни дать, ни взять потомок Рюриковичей в каком-нибудь там колене… Ну, и криминальные генералы тоже часто обращались к Юре…Квалификация и надежность вкупе с харизмой и юмором привлекают, это аксиома… Мой друг сам решит, о контактах к кем из них сейчас можно говорить, и в каком именно контексте…Ведь за базар нужно отвечать…J
Реакция правоохранительных органов тоже была в те времена очень быстрой и крайне убедительной… Аббревиатура РУБОП долго оставалась синонимом некоей тайной полузаконной милиции с зубодробительными аргументами… Регулярно в новостях всех уровней можно было увидеть гроздья граждан, заботливо прикованных наручниками к горячим батареям в коридорах исторического здания на Чайковского… И никакие суды не заботило сильно, законно эти задержанные граждане там грелись, у этих батарей, или так просто было нужно…кому-нибудь… В общем, правовая атмосфера, а также литосфера и ионосфера были очень нестабильными…
Вот об одном эпизоде из того времени расскажу. В приснопамятные времена Юра одним из первых уже не советских, но российских дикорастущих адвокатов, приобрел себе в личное пользование ни много, ни мало, символ западного загнивающего и порочного мира – автомобиль «Мерседес-Бенц»… Классного зеленоватого (я бы сказал – «долларового» оттенка), с никелированным знаком на рулевом колесе, радиаторе и крышке багажника, от которого тогда спирало дыхание в зобу…:-) По тем временам мы сразу стали воспринимать Юру немножко Высоцким…:-) Хотя петь и, тем более, играть на гитаре Юра не умел категорически... Но марка автомобиля их сближала...:-) Юра не выходил из-за руля…Он там обедал, проводил в салоне встречи с клиентами, иногда дремал, и очень много ездил…Тренировки как на полосе препятствий…Он возил всех своих знакомых по любой просьбе и в любое место: в аэропорт, вечером в ресторан, с ребенком в поликлинику… За короткое время приобрел погремуху «Шумахер» (пишется слитно, не по слогам), и поставил личный рекорд скорости: от своего тогдашнего дома на Камышовой до станции метро «Пионерская» за 7 минут… Причем, этот рекорд он поставил, когда к нему сдуру сел в машину наш общий неподготовленный морально друг, Слава Б., коротко называемый нами просто Болт… Когда разрумянившийся Юра, примчав Болта на «Пионерскую», дружелюбно спросил у него: «Ну, теперь успеваешь, не опоздаешь?», Болт по сантиметрам, чтоб не расплескаться, вышел из красивого дорогого салона, облокотился на капот, и примерно 10 минут не мог прикурить сигарету…Спички ломались в сильных пальцах бывшего штангиста… До сих пор Слава машину себе так и не купил… Предпочитает быть пешеходом или ездить под землей на метро…J Лишь бы не с Юрой...:-)
И вот на этом самом «Мерседесе» Юра примерно так в году 1995 собрался поехать в г.Псков. Причем в Псков моему другу нужно было ехать не в суде процессуальную позицию озвучивать, а решать один крайне непростой вопрос с таможней…чтобы таможня хотя бы один раз, именно ему, дала добро… А времена (см.выше) были неспокойные, и РУБОП в Пскове тоже имелся…Поэтому я был Юре очень необходим, с удостоверением и ордером на представление его интересов …на всякий случай…а случаи бывают разные…:-) Вдруг "кто-нить чо-нить" захочет у него спросить в РУБОПЕ? Я долго не думал… был тогда в разводе, поэтому голому собраться – только подпоясаться… Надел в дорогу всё необходимое: к черным широким брюкам со стрелками бордовый шерстяной пиджак с позолоченными пуговицами, к белой сорочке – итальянский галстук «Армани» (подарок клиента по делу о вымогательстве). В псковскую грязь лицом ударить не хотелось! Ведь по одежке встречают…Ну и, в связи с зимой на дворе, сверху облачился в свое очень любимое кожаное пальто, длинное, до пят, зеленоватого цвета, абсолютно такого же цвета, как Юрин «Мерседес», …Если гармония – то во всем…J
Стартовали в 6 утра, так как к 11-00 мы должны были уже быть в Пскове. Темно и очень много снега…Не то, что сейчас…
Мы обсуждали по дороге, как сейчас помню, российских и не российских женщин(редкая тема для мужских разговоров!), и пришли к единогласному выводу, что чужие тетеньки нашим в подметки не годятся… Затем мы остановились, у нас был ланч (хотя пирожки с капустой диссонируют с красивым энергичным словом "ланч"). Затем, именно после ядерного кофе, я решил поспать…чтобы быть свежим-свежим в чужом городе…как бриз на атолле Муруроа… Я свернулся калачиком на заднем сидении «Мерседеса», с головой укрылся своим пальто… Заворачиваясь, я успел заметить спидометр, стрелочка на котором угрожающе напряглась на цифре 160… Юру, который после бутербродов немного как-то отяжелел и чаще стал моргать…и зимнюю трассу, с громадными снежными валами на обочинах, оставленных машинами-снегоуборщиками… И яркое солнце на не по зимнему голубом небе…
Уснув, как мишка в берложке, на заднем сидении машины, я счастливо засопел. Тепло, мягко, надежный недремлющий драйвер за рулем не менее надежного автомобиля… В какой -то момент я вдруг во сне (и помню это очень отчетливо до сих пор) оторвался от земли…состояние невесомости… «Почему люди не летают как птицы?» - сразу пришло на ум… Но, почти сразу, я проснулся от этого неожиданного состояния свободного птичьего полета. Очень мешало пальто, в которое я завернулся с головой, и я несколько секунд безуспешно пытался стащить его с себя, чтобы увидеть и понять , что происходит… Сдернув судорожно с головы пальто, я успел увидеть голубое небо…белое снежное поле…и снова голубое небо…такой детский красивый калейдоскоп…только очень быстрый… Затем я треснулся всём несубтильным телом о спинку водительского сидения, и наступила минута молчания… я лежал с широко раскрытыми глазами…ничего не болело…ничего не чувствовалось… Тишина с заложенными ушами… и очень светло, прям тоннель в иной мир… но вместо трубного зова или незабываемых божественных интонаций я услышал Юрин голос… без всякой там обеспокоенности, и тем более без ноток драматизма: «Ни..(чего) себе…что это было?». Я не мог ему ответить на его резонный вопрос по двум причинам: я еще сам не понял, что случилось, и у меня отнялся язык. Хорошее дело: юрист с отнявшимся языком… Это как кавалерист без коня…и без шашки… Как говорил товарищ Гоцман в сериале «Ликвидация»: «Картина маслом…». Юра тоже замолчал…видимо, и он тоже анализировал причинно-следственные связи. Я осмотрелся. Машина стояла на колесах…вернее, лежала на брюхе на снежном сугробе, высотой около метра. Вообще, чисто топографически машина находилась в чистом поле, метрах в 70-80 от трассы Петербург – Псков, по которой мы еще совсем недавно с ветерком мчались… От этой трассы до нашей машины в чистом поле не было никаких следов…. То есть вообще никаких… «Во поле машина стояла...». Сразу хотелось посмотреть наверх, в небо, нет ли там грузового вертолета, занимающегося зачем-то переноской автомобилей с дороги в снежные сугробы далеко за обочиной…Никаких вертолетов не было. Мы еле открыли двери. Не потому, что они были изломаны-покорежены. Просто снег мешал. Машина была в снегу по… по…скажем, по ступицы… Обошли несколько раз «Мерседес». Рядом с машиной появились первые следы…похожие на следы крупных животных…:-) Результат осмотра: прилично (но не критично) помяты левое крыло и водительская дверь… сломана радиоантенна…слетел колпак с колеса. Всё!!! Габариты горели… Всё остекление на месте… Двигатель завелся сразу и ровно задышал… Мы с Юрой провели совет в Филях… Всё сразу стало ясно. Так как Юра не видел и не помнил, что случилось, мы стали рассуждать логически. Он меня узнавал и помнил свое имя и состав семьи. Значит, амнезии у него нет. Значит, он просто не видел сам того, что произошло в тот момент, когда он вел машину на скорости 160. Не увидеть этой картинки он мог только в одном случае – если у него были закрыты глаза. Моргает он штатно, поэтому мы исключили сразу первую версию о том, что он мог чего-то проморгать. Значит, он уснул. Сморили пирожки и бутерброды. Судя по повреждениям именно на левой передней стороне автомобиля, машина ударилась передней левой частью. Этот же вывод подтверждало наше тонкое наблюдение, что «Мерседес» оказался в чистом поле именно с левой стороны от трассы по ходу нашего движения. Ну, и когда мы расширили радиус осмотра, мы обнаружили главное: в снежном метровой высоты вале именно на левой по ходу нашего движения обочине имелась приличная ниша, размерами примерно с наш автомобиль, и в конце этой ниши укатанный снег плавно поднимался вверх, образовав некий трамплин…У прыгунов с трамплина на лыжах это называется «стол отрыва»… Восстановленная картина выглядела так: Юра заснул, машина на большой скорости (не факт, что там было 160, могло быть и выше, человек себя во сне не контролирует) сначала выехала на встречку, затем на полной скорости въехала в снежный вал на обочине, ударилась левой передней стороной, взлетела на получившемся трамплине, пролетела в воздухе примерно 60-70 метров, сделав не менее 3-х оборотов вдоль своей оси, и приземлилась в массивный сугроб.
Мы поцокали языками, покачали головами…Никакого глубокого осознания сразу не пришло. Мы же опаздывали в Псков… Поэтому Юра остался в машине, откапывать ее и пытаться выехать, а я пошел на трассу. Испробовав все варианты, мой друг сделал единственный вывод: машина, даже такая, с места не может тронуться из этого колоссального сугроба. Вспомнились откормленные кони армии Наполеона, которые из таких же сугробов не могли вывозить даже пушки… Это непреодолимая сила русского снега… :-)) В общем, я остановил на трассе дальнобойщика на фуре. Кстати, фуры из Пскова в Питер (т.е. навстречу нам) шли практически сплошным потоком, с очень небольшими интервалами… И при этом на очень высокой скорости, потому что качество уборки трассы, и отличная видимость позволяли… Этот факт мы тоже смогли оценить только позже… Дальнобойщик посмотрел на разбитый снежный вал на обочине, на «Мерседес» вдалеке, на Юру по пояс в снегу у «Мерседеса», зачем-то взглянул на небо…тоже, наверное, искал грузовой вертолет… Покачал головой, и молча полез за тросом. Видя некую нештатную ситуацию, рядом с нами стали останавливаться другие машины… Люди выходили, цокали языками… Многие крестились… Дальше было дело техники: нас на тросе вытащили на дорогу.
После этого мы уже по широкому следу вернулись с Юрой на место приземления, и создали памятный монумент: положили слетевший треснувший колпак от колеса, воткнули в него сломанную радиоантенну, а на нее подвесили отломившееся боковое зеркало. Не Церетели, конечно, но ведь творчество…:-) Сели, согрелись, и поехали… Нужно было ликвидировать тот дефицит времени, который образовался из-за этого события… И вот тут нас накрыло……………
Нас учили на предмете, который назывался формальной логикой, делать из посылок правильные выводы. И вот, мы стали делать эти выводы. Всё было элементарно.
1. Если бы это произошло летом, без снега, на скорости 160 – финал без вариантов.
2. Если бы это произошло не в поле, и за обочиной был бы лес, даже зимой – финал с обнявшей ствол машиной, и тоже без вариантов.
3. Если бы не произошла совсем небольшая пауза в бесконечной череде несущихся по встречке фур – лобовое столкновение без вариантов,
4. Если бы количество оборотов в воздухе машины-планера было не целым числом, а, как у фигуристов бывает, 3 с половиной оборота, и наш планер приземлился бы не на шасси, а на крышу – тоже мало бы не показалось, факт.
Молча (сначала), мы каждый про себя, сумели оценить и понять все эти факты… Вывод был один, полностью соответствующий всем законам логики. У нас есть ангел-хранитель. У каждого, понятно, свой. Но, видимо, им пришлось объединиться, чтобы мы могли еще побыть на этом недлинном жизненном пути. Для своих семей, для детей, для самих себя, наконец… И это сразу и максимально подняло ценность своей жизни, заставило гораздо внимательнее, другими глазами, смотреть вокруг, по другому относиться к категориям времени жизни, и радости жизни… Несмотря даже на то, что «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба»…
Мы приехали своим ходом в Псков, решили спокойно все свои вопросы, без РУБОПА, без неприятных неожиданностей. Только, когда Юра звонил жене, и внешне радостным голосом врал ей, что мы планово приехали в Псков и работаем, в глазах у него появилось что-то немного новое… Почти незаметное… Может, легкое отражение его ангела-хранителя на его правом плече…
С уважением к читателям... :-))
Дорогие читатели! Совсем уж строго не судите...:-) Начинающий я...:-)
("Поздновато начинаете!" - голосом Ирины Муравьевой из фильма "Москва слезам не верит")...:-)
Понравилось - ставьте лайки... Стимул всегда приятен, и повышает работоспособность...:-)