Найти тему
s_friis

Тойво Сукари. Торговому городу Ideapark - 10 лет.

Открытие ТРЦ Ideapark Lempäälä. 1 декабря 2006 г. Спикер парламента Пааво Липпонен перерезает ленточку. Фото: Ilkka Laitinen / Aamulehti.fi
Открытие ТРЦ Ideapark Lempäälä. 1 декабря 2006 г. Спикер парламента Пааво Липпонен перерезает ленточку. Фото: Ilkka Laitinen / Aamulehti.fi

Торговый город - так в Финляндии часто называют торгово-развлекательный центр Ideapark Lempäälä. Да, он в четыре раза меньше торгового центра Авиапарк в Москве, принадлежащего Игорю Ротенбергу и его партнерам, но для Финляндии является явлением уникальным, как и торговая деревня Tuuri семьи Кескинен.

Весной 2016 г. издание Aamulehti провело исследование, в ходе которого был проведен опрос. Опрашиваемых просили назвать 5 названий торговых центров в Финляндии.

Результаты были следующие:

-2

Таким образом, ТРЦ Ideapark Lempäälä является самым известным торговым центром Финляндии.

21 ноября 2016 г. генеральный директор ТРЦ Ideapark Lempäälä Олли Гестраниус ушел в отставку. На смену ему пришел Виса Вайниола (Visa Vainiola).

А 26 ноября 2016 г. ТРЦ Ideapark Lempäälä отпраздновал свое 10-летие. В общей сложности 4500 чел. приняли участие в зрелищной вечеринке стоимостью 200 000 евро.

На конец 2016 г. в торгово-развлекательном центре было 150 магазинов. Выручка компании Kiinteistö Oy Ideapark Ab за 2016 г. составила 14,8 млн. евро, чистая прибыль - 3,6 млн. евро. Оценка объекта для продажи - около 250 млн. евро.

За десять лет ТРЦ Ideapark Lempäälä стабилизировал свой трафик на уровне более 7 млн. чел., а чистую прибыль - около 3-4 млн. евро, в то время как экономика Финляндии резко упала, электронная коммерция привлекла клиентов, а конкуренция в сфере торговли усилилась.

Как отмечал еще в 2013 г. Олли Гестраниус, поскольку ТРЦ Ideapark Lempäälä был создан довольно быстро, не все было продумано:

- «Обычно на завершение торгового центра уходит около 7-10 лет. Идеапарк был завершен за три с половиной года».

Поэтому в первый год пришлось вернуться к основам. Различные акценты, концепции, события и мероприятия были проверены. Так создатели торгово-развлекательного центра начали понимать, что работает, а что нет.

На ранних этапах, текучка мелких предпринимателей-арендаторов была особенно высокой. Были допущены ошибки. Были и объективные причины. Так. например, магазин Anttila так и не открылся, сеть обанкротилась. Магазин Tokmanni переехал в 2016 г. в собственное здание в районе Марьямяки. Не удалось заключить договор с частным медицинским центром.

Виса Вайниола, директор ТРЦ Ideapark Lempäälä с 21 ноября 2016 г. Фото: Eriika Ahopelto / Aamulehti.fi
Виса Вайниола, директор ТРЦ Ideapark Lempäälä с 21 ноября 2016 г. Фото: Eriika Ahopelto / Aamulehti.fi

В конце концов, концепция ТРЦ Ideapark Lempäälä была создана с нуля, без всяких внешних ориентиров.

- "Например, Vanha kaupunki (Старый город) сейчас совсем другой, чем в начале. В то время здесь был рыбный магазин, мясная лавка и овощной магазин. Проблема была в расположении. Если бы эти магазины были рядом с продуктовым магазином, это могло бы сработать", - рассказывал Олли Гестраниус.

В первые дни темы интерьера и дома считались ядром торгово-развлекательного центра Ideapark. Он должен был стать общенациональным центром внутреннего дизайна интерьера. Почти весь второй этаж был занят мебельными магазинами.

Сложностям на мебельном рынке ответили крытым парком развлечений Funpark, открывшимся в июне 2012 г. на втором этаже. Однако идея парка развлечений существовала еще с 2006 г.

По мнению Гестраниуса, парк развлечений на улице не сработал бы.

В последние годы номер один в торгово-развлекательном центре Ideapark стал отдел моды. По словам Гестраниуса, в торговом центре есть 3 га. (30 000 кв.м.) бутиков - больше, чем, например, общая площадь ТЦ Koskikeskus в центре Тампере.

По словам Гестраниуса, одной из главных задач ТРЦ Ideapark было заставить людей узнать, что находится под одной крышей, ведь расстояния в торговом городе такие большие.

Крытый бассейн, лыжная труба, автомобильный мир и отель - это еще нереализованные идеи торгового города Ideapark. Но сам Ideapark уже был в относительно хорошем финансовом положении.

- "Если мы подумаем, что здесь сделано неправильно, ответ - бомбоубежище, вырытое под землей", - заметил Олли Гестраниус. - Это, наверное, одна из самых необычных ошибочных инвестиций в истории экономики Финляндии, когда мы говорим о вложениях частных предпринимателей. Там и в настоящее время 20 миллионов лежит, отдыхая, с нулевым доходом."

Олли Гестраниус. 2016 г. Фото: telma-lehti.fi
Олли Гестраниус. 2016 г. Фото: telma-lehti.fi

Под ТРЦ Ideapark была выкопана полость в 10 000 кв.м. Первоначально предназначенные для бассейна и лыжной трубы, оба проекта были похоронены.

В 2011 г. Тойво Сукари предложил создать парк развлечений на пиратскую тему, но он не пошел дальше.

Пещера стала служить бомбоубежищем.

В 2013 г. возникла идея превратить часть пещеры в большой центр обработки данных для критически важных информационных систем.

В 2016 г. у Тойво Сукари было желание привнести в среду пещеры активную деятельность, спорт, развлечения.

Также в торговом городе собирались развивать направление туристических услуг за счет парка развлечений и отеля. В Тампере активно строились новые отели, поэтому конкуренция в этой области была уже жесткая.

- «Одной из возможных идей может быть более доступный вариант, подобный Omena-Hotel», - отметил Олли Гестраниус.

По словам Олли Виитасаари, мэра Лемпяяля, ушедшего в отставку в 2015 г., проект 25-тиэтажного отеля еще не полностью похоронен, но он не будет завершен, по крайней мере, в ближайшее время.

По словам Тимо Невала (Timo Nevala), менеджера по техническому планированию в муниципалитете Лемпяяля, в регионе Пирканмаа город Лемпяяля уступает только городу Тампере в балансе туризма. Во многом это связано с ТРЦ Ideapark.

- "Около 8 миллионов человек посещают Идеапарк каждый год. Конечно, многие из них прибывают за 100 км.", - говорил Невала.

-5

К 10-летнему юбилею в ТРЦ Ideapark Lempäälä было не так много пустых торговых площадей.

Залогом успеха этого торгово-развлекательного центра были его гигантские размеры.

Профессор услуг и торговли Ханну Саариярви (Hannu Saarijärvi) из Университета Тампере также верит в теорию размеров Сукари:

- «Не будет преувеличением сказать, что Ideapark создал новую культуру торговли в Финляндии».

За последние десять лет электронная коммерция стала большой проблемой для таких магазинов, как Stockmann. Как ТРЦ Ideapark удалось справиться с этой ситуацией?

- "В целом, торговые центры лучше справляются с турбулентностью рынка, чем универмаги", - говорит профессор Саариярви. - "В случае ТРЦ Ideapark огромное значение в привлекательности и комфорте. Люди будут приходить в торговые центры для эмоций и социального взаимодействия, этой место проведения досуга вдобавок к шопингу."

В каком направлении развиваются финские торговые центры? Профессор Хели Марьянен (Heli Marjanen) считает, что направление ясно:

- "Крупные торговые центры в центрах роста процветают. Меньшим из них трудно."

Убивают ли гигантские торгово-развлекательные центры торговлю в центре городов?

За прошедшие 10 лет в центре Лемпяяля исчезли магазин одежды Seppälä, китайский ресторан и традиционный книжный магазин. У всех этих магазинов были конкуренты в ТРЦ Ideapark.

Тем не менее, согласно исследованию 2011 г., привлекательность города Лемпяяля сильно выросла в одежде, дизайне интерьера, электронике и услугах кафе после прихода ТРЦ Ideapark.

Потребление местных жителей в родном муниципалитете также увеличилось. Например, в сфере женской одежды в 2006 году 74% жителей Лемпяяля обслуживались в Тампере, а в 2011 г. – уже 31%.

Реальное влияние ТРЦ Ideapark на торговлю и услуги в центре города Лемпяяля остается спекуляцией.

За 10 лет ТРЦ Ideapark стал раем для семей с детьми. Причины понятны: бесплатная парковка, недорогие рестораны, закрытый парк развлечений, магазины детской одежды, большой магазин игрушек - и большая крыша, которая спасает от толкания коляски по уличной грязи.

Взгляд на будущее у Тойво Сукари был оптимистичным:

- "Нужно думать о деле на 10 лет вперед. Интернет-торговля резко растет, и торговым центрам придется бороться за комфорт и эмоции. Они не доступны в интернет-магазине."

С.Ф.

Предыдущая часть здесь.

Следующая часть здесь.

Содержание блога. Указатель статей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте лайк.
Спасибо за просмотр.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц