Пушнина
Упавший интерес к пушнине привел к разросшейся популяции норки. Нередкими стали набеги ее на курятники Сурменевского и Карагайского. По сравнению с ней, известный своими разбойничьими повадками хорек кажется не страшней домашнего хомячка. В 1985 году в бору впервые были замечены следы куницы. Теперь она, не имея естественных врагов, распространилась. Ее способность, в отличие от хорька и норки, лазать по деревьям привела к исчезновению белки (и не только в заказнике, но и на Извозе, и в Буренином саду). О коварстве куницы ходят легенды. Например, рассказывают, что у нее есть привычка нападать на безмятежно спящего в снегу глухаря, который по весу и размерам в несколько раз превышает хищницу. В этом случае испуганный спросонок глухарь пулей срывается из своей колыбели вместе с «убийцей», и последняя заканчивает свое черное дело уже в воздухе.
Еще одна напасть – енотовидные собаки. Каких-то особых пищевых предпочтений они не имеют и с одинаковым удовольствием поедают падаль, лягушек и другую мелочь, не откажутся от ящериц, грызунов и насекомых. Особым лакомством у них считаются яйца и детеныши птиц. Откуда пришли собаки в заказник, неизвестно, но сегодня они представляют серьезную конкуренцию лисам и опасность для пернатого населения бора. Охотиться на них способны только волки да, пожалуй, рыси, но тем и другим охота на косуль более приятна
Кстати, рыси, живут в Карагайском бору постоянно, стабильно выращивают потомство и контролируют численность популяции самостоятельно. Для одиннадцати тысяч квадратных километров шесть взрослых кошек вполне достаточно. Питается рысь только свежим, парным мясом. Она не ест мясо убитого ею вчера животного. Предпочтет голодную смерть. А если учесть, что рысь – охотник-одиночка, то можно представить, сколько остается с «барского» стола. Ведь сама она больше полутора килограммов не съедает.
Заходят в заказник и крупные хищники средней полосы – волки. Иногда их численность превышает критическую, и тогда весь охотный люд выходит войной. За каждого убитого волка в прежние годы и премии давали, и лицензии на копытных, и другие блага.
Волки уходят в казахстанские степи, но проходит время, и опять по деревням ползут слух: «Пришли волки».
Подкормочные поля для косуль и лосей сотрудники ООПТ начали возделывать по собственной инициативе. Для посева они используют овес в смеси с бобовыми. Сеют поздно, чтобы зерно, не осыпавшись, ушло под снег. Тогда-то и приходят сюда различные травоядные и грызуны, а вслед за ними и хищники. Корма хватает всем.
Рельеф бора сложный. Специалисты определили его как увалисто-холмистый. В одном квадрате, недалеко от дома отдыха «Строитель», можно наблюдать уникальное место. Там два соседних холма образуют узкий и довольно длинный распадок, дно которого завалено крупными рублеными камнями, поросшими мхом. Пока мы с Виктором Истоминым спускались вниз по более пологому склону, с противоположной стороны неожиданно послышались шум и хлопанье крыльев. От нас в сторону полетел глухарь.
Папоротники, растущие, кажется, прямо из камней, поражают своими размерами. Над мощными листьями остаются только плечи и голова впереди идущего. Остановишься и слышишь, как где-то под камнями журчит ручей…
продолжение следует