Пути, которыми народы движутся к достойному и просвещенному правлению, – это самые глубинные и интимные процессы жизни нации. Ничто другое столь непостижимо для иностранцев, ни в чем другом внешнее вмешательство не может принести меньше пользы…
Джордж Фрост Кеннан (1904–2005 гг.)
В современной международной политике нет, пожалуй, другого такого же понятия, которое оказывало бы столь существенное влияние на взаимоотношения государств, как демократия. Во имя демократии сегодня применяются санкции, смещаются режимы, объявляются войны, совершаются «бархатные» революции. Столь впечатляющим триумфальным шествием по планете демократия обязана в первую очередь масштабным последствиям так называемой «третьей волны демократизации», итогом которой стало стремительное крушение социалистического блока, распад СССР.
В начале 90-х гг. XX столетия на политической карте мира появилась целая россыпь новых государств, одним из которых стала Российская Федерация.
Согласно Основному закону, Россия является демократическим государством с президентской формой правления. Однако со времен принятия конституции наш политический строй претерпел значительные изменения. Создание «партии власти», отмена института выборности губернаторов, увеличение сроков действия полномочий Президента РФ, ввод института сити-менеджеров – далеко неполный список изменений, произошедших в политической системе России за последние 17 «демократических» лет ее существования.
Понятие «демократия» относится к числу многомерных категорий социального знания, которые не поддаются однозначной трактовке и используются в самых различных смыслах. В наиболее общем виде демократия представляет собой форму политической организации общества, основанную на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Демократия берет своё начало в Древней Элладе и Древнем Риме. В античных полисах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя все население. Однако назвать политическое устройство Древней Греции демократическим будет не совсем верно: в античных городах отсутствовало равноправие и свобода личности – женщины, переселенцы и рабы участия в политической жизни не принимали.
Вопреки распространенному мнению, следующим очагом демократии, после Древней Греции, стала Россия. Согласно византийскому историку Прокопию Кесарийскому, древние славяне уже в VI в. жили в «народоправстве», а не управлялись одним человеком. Основой их жизни было коллективное землевладение. Люди состояли в общинах, которые избирали старейшин. После возникновения русских городов, в тех из них, которые были расположены в Новгородской Руси (включая Ладогу, Полоцк, Ростов, Смоленск, Суздаль и др.) высшим органом власти часто становилось общегородское вече.
Главными достоинствами демократии были и остаются: предотвращение деспотизма, значительное уменьшение войн, повышение уровня человеческого благосостояния (здоровья, образования и личного дохода). Путь становления демократии может быть совершенно различным – каждая демократия уникальна, и потому – «национальна» и «особа». Главными критериями демократичности является политический плюрализм во всех его проявлениях, состязательность, регулярные выборы и отсутствие партийной монополии.
Теперь обратимся к анализу российской действительности. Устройство политической жизни еще недавно выглядело наименее проблемной сферой российского государства и общества. Ощущение высокой политической стабильности не покидало российское общество даже в низшей точке экономического кризиса. Рейтинги доверия высших руководителей страны многие годы находятся на предельно высоком уровне.
В первом десятилетии XXI в. российское государство стремилось к повышению собственной эффективности, к экономическому подъему. На этом фоне правительство РФ отвергло принцип плюрализма и убило конкуренцию на политическом рынке. При этом политический курс не только не вызвал протестов, но и, напротив, пользовался огромной поддержкой со стороны населения. Такое безмолвное санкционирование на ужесточение политического режима было вызвано социальным договором между государством и населением: при улучшении жизненных условий граждане РФ готовы не обращать особого внимания на ограничения политической конкуренции.
Таким образом, политическая лояльность населения к ограничению собственных прав и свобод до кризиса находилась в прямой зависимости от динамики цен на нефть. Все это привело к построению жесткой вертикали власти с высокой концентрацией власти в руках одного человека. В партийном и парламентском поле венцом развития этой модели стати выборы 2007 г., принесшие «партии власти» более двух третей мест в Государственной думе. «Единая Россия» стала в определенном смысле широкой элитной коалицией. Такая модель строительства государства не может не оказывать воздействия и на политическое сознание общества. Доверие высшим фигурам и институтам власти в нем сочетается с глубоким недоверием ко всей остальной властной вертикали, ненавистью к коррупционерам и бюрократам. Однако все это сочетается с социальной апатией, неверием в собственные силы.
Считать современную политическую систему РФ стабильной – опасное заблуждение. Неписанный социальный пакт «благосостояние и стабильность в обмен на лояльность» перестает существовать. Цены на нефть не так высоки, кроме того, сам механизм роста экономики за счет благоприятной динамики цен на нефть после Мирового Финансового кризиса оказался сломанным.
Основной проблемой сложившейся в России политической системы является отсутствие механизма согласования решений и урегулирования конфликтов. Нынешнее руководство страны не привыкло искать консенсуса, и не желает прислушиваться к мнению оппозиции, предпочитая ее подавлять. Однако общество, построенное на тирании большинства, рано или поздно, раздираемое внутренними конфликтами, уничтожит само себя.
Поэтому главной задачей правительства на современном этапе становления демократии в России является создание механизма осуществления диалога как вертикального, так и горизонтального между различными слоями общества, механизма урегулирования конфликтов. Для достижения данной цели необходимо:
1. Сняв всякие ограничения на регистрацию партий и общественных организаций, «освободить» политическую систему РФ. Привнести в нее агональный (состязательный) принцип. Регистрация новых партий и организаций должна приобрести уведомительный характер.
2. Реформировать избирательную систему. Вернуться к институту выборности губернаторов и глав муниципалитетов, отменить ограничения на участие в выборах беспартийных кандидатов.
3. Активизировать механизм плюрализма, путем создания различных общественных советов при Думе с периодической сменой участников. Определение состава совета должно быть независимым. Состав совета должен отражать социальную и национальную структуру общества. За участие в совете должно выплачиваться вознаграждение. Также стоит продумать механизм административной ответственности за несоблюдение собственных обязанностей членом совета.
4. Реформировать бюджетную систему РФ с целью предоставления самостоятельности местным и региональным органам власти в области бюджетной, инвестиционной, социальной политик, а также обретением политической самостоятельности.