Необратимость/ Irréversible (2002), реж. Гаспар Ноэ
Сюжет, на первый взгляд, прост. Маркус (Венсан Кассель) со знакомым ищут убийцу их подруги Алекс (Моника Белуччи), чтобы отомстить.
Фишка в композиции: история показана в обратном хронологическом порядке, то есть, от настоящего – к прошлому, по частям. Сцены-части напоминают микроновеллы.
Структура – вишенка на торте. Скандальную известность фильм получил из-за двух особенно долгих сцен. Это сцены самых отвратительных поступков, на которые способно человечество – убийства и изнасилования. Поэтому впечатлительным смотреть не советую.
Еще одна особенность: первую четверть фильма сопровождает циклический низкочастотный звук, который усиливает чувство беспокойства и головокружение. В это время герой в поисках насильника мечется по темным коридорам клуба, а камера словно вращается на 360 градусов, передавая душную атмосферу притона. Визуальный и звуковой ряды соответствуют содержанию.
Зачем снимать/смотреть такие вещи? Кино, как и любое искусство, – это не только о приятном. Искусство ставит вопросы, а иногда и побуждает к (без)действию. Мне, например, после просмотра «Необратимости» захотелось пройти курс самообороны.
Почему эти сцены длятся так долго? Любой живой организм – сложная и продуманная система, поэтому убийства (как и роды) – долгие и мучительные. Режиссер стремился к предельной реалистичности в изображении самых тяжелых моментов.
В «Необратимости» убийство – это не просто выстрел. Сцена изнасилования находится примерно в середине фильма. Это точка невозврата и кульминация.
Название «Необратимость» полностью отражает суть фильма. Время как бы поворачивается вспять, но финал истории уже известен, его не изменить. При этом между двумя роковыми сценами раскрываются все обстоятельства: почему Алекс возвращается с вечеринки одна; почему за нее мстит Пьер, а не бойфренд Маркус; тому ли человеку мстит Пьер. И в этих обстоятельствах самое трагичное.
Что интересно, начало истории (то есть конец фильма) выдержано в светлых тонах и противостоит мрачному финалу. Может показаться, что у Алекс и Маркуса все начиналось хорошо, и это история о счастливой жизни, которой не случилось. Но на самом ли деле между Алекс и Маркусом все было так радужно, если герои пришли к такому финалу?
Фильм можно трактовать по-разному. Для меня это история о несправедливости.