Рассказ 1 из 4.
– Дерсу, почему ты ружьё даже с плеча
не снял, когда с тигром столкнулся?
– Зачем сразу стреляй? Стреляй нет.
Амба – его тоже люди, говорить надо.
В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала»
Редкий безветренный мартовский день был на исходе. В кустах и лесных зарослях начала скапливаться темень – предвестник наступающей ночи, но на полянах и в редколесье было ещё довольно светло, чему в немалой степени способствовал выпавший накануне небольшой снежок.
Он бежал уже четырнадцать километров, до дома оставалось ещё три, бежал большей частью по целине, избегая торных троп. На спине он нёс заднюю, самую мясистую часть туши дикой свиньи – охота была удачной. Свинью они добыли втроём с его младшим восьмилетним братом и старшим сыном пяти лет, которые вели самостоятельный одинокий образ жизни. Сегодня им повезло, они даже не успели все собраться в стаю, пока их насчитывалось только трое, как обнаружили на кабаньей тропе свежий след одинокой свиньи. Матёрый, не мешкая, устремился в погоню, брат и сын, мгновенно поняли его замысел, оживились и крупной рысью понеслись вместе с ним. Теперь их бег стал не поисковым, а приобрёл характер преследования, они больше не рыскали по сторонам, не останавливались, чтобы принюхаться к следам на снегу или на кустах, все свои силы вкладывали в бег, руководствуясь лишь верхним чутьём – настолько свежим был след.
Погоня закончилась быстро: три крупных и сильных волка, три прекрасных охотника в тридцать минут настигли жертву, обложили её с трёх сторон и почти одновременно умело вцепились в неё. Участь неосторожной беглянки была решена в минуту, волки лишь тогда разжали свои челюсти, когда жертва затихла. Матёрый по праву вожака первым оторвал кусок туши, оторвал на двоих – он был единственным в стае семейным волком.
Километра за два до дома он почуял чужих, но продолжил осторожный бег, минуя открытые места. Неожиданно он увидел красные флажки, которых утром не было. Побежал вдоль них, флажки замкнуто опоясывали территорию, его дом был в окладе! Матёрый был лесным волком, от его логова до поселения была сотня километров без малого, и в его ареале охоты с флажками не было. Но он знал о флажках не понаслышке и не боялся их: ему приходилось видеть, как люди с ружьями устраивали оклады во время охоты на пригородных волков. Однако часть волков линию флажков пересекала, опасности при этом не возникало, волки оставались невредимы. Матёрый прыжком перемахнул через бечёвку с флажками, сделал ложный круг и сквозь непролазную для человека чащу принёс добычу домой, где его ждала Матёрая и пятеро слепых недельного возраста чёрных волчат.
Матёрый – крупный десятилетний волк: рост в холке 83 см, длина от кончика хвоста до кончика носа 157 см, масса 61 кг. По достижении трёхлетнего возраста стал вести самостоятельный образ жизни одинокого волка, но связи с родным гнездом не терял: был полноценным членом стаи, совершал все заложенные инстинктами ритуалы, в том числе участвовал в групповом вое, что укрепляло чувство общности и принадлежности к одному клану, участвовал в коллективной охоте. С конца каждой зимы, весну и начало лета помогал родителям кормить вновь появлявшихся своих братьев и сестёр. Будучи пятилетним уже крупным и крепким волком, он очередной раз принёс добычу родителям, они выкармливали шестерых малышей, но наткнулся на разорённое логово. Много дней и ночей Матёрый рыскал по окрестностям в надежде, что кто-нибудь из родителей уцелел, но напрасно: всюду были лишь чужие следы, запах человека, запах пороха и капли крови.
Матёрый вместе с четырьмя оставшимися от стаи волками вынужденно покинул родные места, выбрал себе новый ареал обитания ещё дальше от поселений людей, чем был родительский. На новом месте они отстояли своё право на жизнь в коротких бескомпромиссных стычках с местными волками. В один из дней в конце зимы во время гона он встретился с волчицей, которую преследовала стая волков, добивавшихся её расположения. Матёрый сразу понял, волчица настолько хороша, что в стае нет претендентов, достойных её внимания, как нет среди них и достойных ему соперников, примкнул к стае, постепенно возглавил гон. Заигрывал со своей избранницей, но со стороны других участников гона встречал яростную спонтанную агрессию, которая быстро угасала после не менее яростного отпора Матёрого с недвусмысленными жёсткими и болезненно чувствительными уколами его острых пятисантиметровых клыков. Участники гона волки поняли, хочешь остаться живым и невредимым – не ввязывайся в схватку с Матёрым. По истечении двухнедельного заигрывания наступил момент, и ухаживания Матёрого были приняты, Матёрый и его избранница уединились, спарились, выбрали скрытое от недоброго глаза укромное место и стали строить логово, свой дом.
Каждый год Матёрая приносила от четырёх до семи волчат, на первых порах вскармливал которых Матёрый, а также родственники, делясь своей добычей. Матёрый заслуженно и по праву стал вожаком стаи, насчитывающей до одиннадцати волков, ближних и дальних его родственников. Все родственники вели одинокую жизнь, но для отправления ритуалов и коллективной охоты собирались в стаю.
Матёрая, насытившись, кормила молоком волчат, Матёрый лежал рядом, к еде не притронулся, положил голову на лапы и с невыразимой грустью смотрел на малышей, на Матёрую. Он любил их всех до самозабвения, любил той молчаливой и суровой волчьей любовью, которая необъяснимо сочетается с нежностью в общении, с верностью и преданностью семье, с непреложной готовностью защитить их от любых посягательств на их жизнь, с Великим Самопожертвованием. Особенно его внимание привлекал вон тот, шустрый, который, расталкивая других, первым припадал к сосцам матери. Это настоящий и достойный наследник, он будет хорошим продолжателем жизни отца, может быть, даже и превзойдёт его.
Матёрый понимал, конечно же, он гораздо чаще Матёрой и родственников «светился» в окрестностях своего логова, его выследили, красные флажки означают, что люди с ружьями завтра придут за ним. Матёрый бегал так быстро, как никто из волков, умел передвигаться скрытно, терпеливо выжидать удобную ситуацию, был смел и решителен. В иное время он бы легко ушёл от людей с ружьями, но семья! Сейчас его жизнь ему не принадлежала, она принадлежала Матёрой и пятерым беспомощным малышам. Если завтра остаться дома, погибнут все, и он сам, и Матёрая и дети. Если уйти, люди с ружьями и собаками во время поиска Матёрого в окладе, найдут и погубят Матёрую и малышей, разорят его дом.
Чуть забрезжил рассвет, Матёрый остановился у выхода из дома, окинул любящим покровительственным отцовским взглядом мирно спящих малышей, продолжительно посмотрел на Матёрую. Она, как всегда, поняла его без слов, поняла, его взгляд означает наказ сидеть тихо и ни в коем случае не выходить из дома, означает истинную любовь, преданность, благодарность, прощение и… прощание.
Матёрый вышел, рысью добежал до края оклада и затаился в пределах видимости красных флажков в ожидании. Появление людей с ружьями и собаками в этом месте было наиболее опасным для Матёрой и малышей – до дома и одного километра не будет, всего-то. Чуткое ухо Матёрого уловило посторонний шум, а через некоторое время он увидел вдали двух ездоков на снегоходе, вынырнувшем из-за перелеска, а с ними трёх собак. Матёрый, не подпуская к себе людей на расстояние выстрела, побежал вдоль линии флажков по открытой местности, а когда собаки бросились в его сторону, и снегоход тоже повернул к нему, перемахнул через бечёвку с флажками и крупной рысью побежал прочь от дома. Собаки с редким лаем преследовали Матёрого и, кажется, настигали его, люди на снегоходе отстали – местность не была пригодна для движения с большой скоростью. Матёрый бежал легко и чутко поддерживал заманчивую для собак дистанцию. В один из моментов он выскочил на припорошенный наст и стал уходить от погони, его широкие лапы в снег не проваливались, а собаки, проваливаясь, резко убавили скорость. Тогда Матёрый побежал по давно неезженой колее, где собакам бежать было легче, и они все вместе продолжили быстро удаляться от дома Матёрого.
Погоня продолжалась около двух часов, Матёрый, увлекая за собой собак, время от времени подпускал их настолько близко, что, казалось, ещё рывок, и они его возьмут. Теперь для Матёрого опасность потерять семью миновала, но если уйти от погони, люди с ружьями снова будут искать его и его логово и может погибнуть Матёрая и малыши. Собаки из-за усталости могут в любой момент прекратить погоню, вернутся к людям и преследование прекратится. Надо действовать. Матёрый встал, повернувшись навстречу к набегающим собакам и, когда передняя высоко прыгнула на него, нападая сверху, он на ничтожную долю секунды позже неё тоже прыгнул, но чуть в сторону и низким, сильным, стремительным и длинным прыжком с прицелом на вторую собаку. В прыжке мотнул головой вбок и вверх, молниеносно полоснул клыками по горлу летящей на него первой собаки, а при приземлении с лёта вцепился в горло второй и прокусил его. Третья собака сопротивления не оказала, она впала в ступор: мгновение назад их было трое, и вдруг она осталась одна, оказавшись один на один перед смертельно опасным диким зверем, в полтора раза большим её по росту. Собака успела лишь рефлекторно коротко взвизгнуть…
Всё. Вот теперь-то люди с ружьями постараются не упустить его, постараются непременно добыть этого злого волка, отомстить за растерзанных собак!
Матёрый видел приближающийся снегоход, но не уходил: прошлая, настоящая и будущая жизнь его семьи прошла перед его глазами за эти мгновения. Вот они с Матёрой поставили на ноги своих первенцев, а вот уже Матёрая тише воды, ниже травы затаилась в родном доме, опасаясь людей с ружьями. Вот люди с ружьями, довольные удачной охотой, вернулись к окладу, собрали бечёвку с флажками и ушли. Матёрый очень хотел, чтобы они ушли навсегда! Вот через два дня после ухода Матёрого пришёл его младший брат и принёс пищу, потом пришёл старший сын и тоже принёс пищу, помогают кормить малышей и другие члены стаи. Вот младший брат Матёрого удовлетворил свои амбиции и стал вожаком стаи. Стал вполне заслуженно: во время последней схватки, а ранее он делал уже несколько попыток захватить лидерство, Матёрому едва удалось сдержать его натиск. Вот пятеро малышей Матёрого подросли и уже участвуют в коллективной охоте, особенно хорош тот, который нравился Матёрому в младенчестве. Вот он стал взрослым, таким же крупным, статным, сильным, быстрым, ловким и умным зверем, как и его отец Матёрый в своё время. Вот новая стая повзрослевших волков безоговорочно приняла его лидерство.
Матёрый никогда не причинял зла ни людям, ни их домашним животным, ведь он был настоящим лесным волком! И сейчас, когда люди с ружьями подъехали к нему совсем близко, он не проявил к ним никакой агрессии, он медленно, совсем не как победитель, потрусил с места битвы с собаками, потрусил, умышленно подставляя себя под выстрел.
Сейчас для него наступит небытиё.
Матёрый уходил в Вечность.
Выстрел был метким. Пуля, перебив двигательный нерв, застряла в шейном отделе позвоночника. Матёрый упал как подкошенный, дыхание сбилось, по его телу разлилась невыносимая всепоглощающая боль. Матёрому приходилось видеть, как умирали от пуль другие волки, но он никогда не думал, что это так больно! Матёрый не издал ни звука, он вынесет это молча, он сильный и гордый, люди не услышат визг его слабости, ведь он – Матёрый! Лишь из глаз его выкатились слезинки умиротворения: да, он всё сделал правильно.
Остатками угасающего сознания Матёрый успел понять, что возле него начали суетиться люди.
Захлопнулась ещё одна прочитанная Книга Жизни.
А люди с ружьями подошли к убитому лесному волку Матёрому, приторочили его к припасённым специально для этого лёгким салазкам, прицепили салазки к снегоходу. Похвалили:
– Собак, конечно, жалко, но волчара хорош, матёрый! Наверное, больше шестидесяти килограммов будет. Силён, долго мы за ним гнались, за такого и премию получить не стыдно.
Люди с ружьями… и невдомёк им было, что волк Матёрый от семьи их уводил.
Рассказ 2. Тихий здесь
Рассказ 3. Безмолвный слушатель здесь
Рассказ 4. Ценою жизни здесь