Продолжаю медленно, но верно подводить киноитоги уже ушедшего десятилетия.
Предыдущие субъективные итоги:
Лучшие боевики
Лучшие рукопашные боевики
Лучшие вестерны
Худшие фильмы
Лучшие российские фильмы
Лучшие фильмы ужасов
Лучшая фантастика
На очереди фильмы, которые не вписываются в рамки, отказываются играть по правилам, ломают стереотипы, вызывают вопрос WTF?, в отдельных случаях вызывают душевные страдания - одним словом: самая забористая дичь, вышедшая на экраны в период с 2010 по 2019.
10 место: Шина (Rubber), 2010, режиссер - Квентин Дюпье
Квентин Дюпье - музыкант, переквалифицировавшийся в режиссера, в последнее десятилетие наснимал немало диких, странных, но симпатичных фильмов, однако "Шина" выделяется даже на их фоне. Этот фильм, на первый взгляд, история об автомобильной покрышке, обретшей самосознание и решившей покарать человечество с помощью смертоносных эманаций. Но это только на первый взгляд.
9 место: По ту сторону черной радуги (Beyond the Black Rainbow), 2010, режиссер - Панос Косматос
В 2018-м кинообщественность "взорвал" фильм Паноса Косматоса "Мэнди". Но в сравнении с первым фильмом режиссера "Мэнди" - простое и линейное кино. Единственная проблема с "По ту сторону черной радуги" заключается в том, странен этот фильм, потому что так скучен, или наоборот?
8 место: Норвежский ниндзя (Kommandør Treholt & ninjatroppen), 2010, режиссер - Томас Каппелинг Маллинг
Представьте себе пропагандистский американский экшн категории "Б" из 80-х, один из тех где снимались Сё Косуги или Майкл Дудикофф, замените везде слово "американский" на слово "норвежский" и представьте, что режиссуру фильма доверили Уэсу Андерсону, но поставили перед ним условие сделать фильм в технике Found Footage... ну или просто посмотрите "Норвежского ниндзя".
7 место: Самурай (Der Samurai), 2014, режиссер - Тилль Клейнерт
"Самурай" даёт исчерпывающий ответ на вопрос, что получается когда режиссер полагает, что снимает артхаус, а в итоге получается забористый трэш. Покой немецкой деревни нарушается, когда в городе появляется незнакомец (предположительно оборотень, но это не точно) голый, но с самурайским мечом, по ходу дела последний облачается в женское платье, начинает троллить полицейского и рубить головы местным жителям.
6 место: Странный цвет слез твоего тела (L'étrange couleur des larmes de ton corps), 2013, режиссеры - Бруно Форцани, Элен Катте
Говоря о странном кино последнего десятилетия, нельзя обойти вниманием режиссерский тандем Бруно Форцани и Элен Катте. Работая над фильмом, они явно снимали неоджалло, но так переборщили со стилем, что получился галлюциногенный фильм ужасов, пугающий не сюжетом, а тем что вообще непонятно что происходит, если отвлечься хоть на 30 секунд. Да и если не отвлекаться, тоже не факт, что дойдёт.
5 место: Человек – швейцарский нож (Swiss Army Man), 2016, режиссеры - Дэн Кван, Дэниэл Шарнетт
Бромантическая комедия о многофункциональном трупе. По крайней мере, именно этим фильм прикидывается первые две трети своего хронометража, после чего внезапно начинается совсем другое кино.
Посмотреть и (не)понять фильм можно, например, на Кинопоиске, для чего можно использовать промокод, активирующий подписку на 45 дней (вбивать надо сюда - https://www.kinopoisk.ru/gift/): CINEMANUAL45
4 место: Любовь и мир (Rabu & Pisu), 2015, режиссер - Сион Соно
Какой топ странного и безумного кино без Сиона Соно? В 2015-м японец установил небольшой личный рекорд, сняв сразу 5 (!!!) фильмов, один краше другого, но самым небанальным из них, пожалуй, назову "Любовь и мир", в котором творятся вещи, озадачивающие даже человека знакомого с японского культурой. Для незнакомых - разрыв шаблонов гарантирован.
3 место: Примесь (Upstream Color), 2013, режиссер - Шейн Каррут
В отличие от остальных фильмов в подборке "Примесь" - действительно заумное или излишне интеллектуальное кино, в котором есть поддающийся расшифровке сюжет, но рассчитан он на людей, готовых многократно пересматривать кино, чтобы врубиться в смысл происходящего.
2 место: Кенкен и инопланетяне (Coincoin et les z'inhumains), 2018, режиссер - Брюно Дюмон
Вышедший в 2014-м минисериал "Малыш Кенкен" был действительно странным образцом французского артхауса, но в продолжении Дюмон поднял планку странности на новый уровень. Подробней писал здесь (осторожно присутствуют незначительные спойлеры).
1 место: Сальный душитель (The Greasy Strangler), 2016, режиссер - Джим Хоскин
Ну и абсолютный чемпион "странности", который ни словами не описать, ни скриншотами не пересказать. Наиболее занятная попытка описать данное зрелище, встретившаяся в интернете, звучала так: что если бы Джон Уотерс снял хоррор-сиквел к "Наполеону динамиту". Но даже по меркам Уотерса, "Сальный душитель" - вещь чрезмерная.