Согласитесь, такая мысль частенько приходит вам в голову, когда видите на экране телевизора иного чиновника или депутата. Особенно, когда он открывает рот. И я сейчас говорю не только о наших облеченных властью субъектах - проблема эта общемировая.
Иной раз слушаешь по телевизору какую-нибудь государственную персону первого ряда и думаешь: " Правильно ведь говорит, именно здесь и надо бы приложить усилия и двинуть дело". А потом камера поворачивается в зал и ты видишь тех, кому непосредственно предстоит "двигать". И как-то пропадает энтузиазм...
Не добавляют надежды и регулярные сообщения о чиновниках, заявляющих согражданам, что-нибудь вроде "государство не просило вас рожать", на фоне умопомрачительных коррупционных доходов элиты.
Проблема эта, как я уже сказал, не чисто российская, а общечеловеческая. Соответственно, занимаются ей ученые из разных стран и довольно давно. Немецкий ученый Герман Оберт, размышляя о причинах появления на верхних этажах власти отнюдь не лучших представителей народа, ввел даже специальный термин - "Какократия", от греческого слова «какос», что значит «плохой».
Он исходил из того, что современном человеческом обществе конкурентное преимущество, при прочих равных условиях (одинаковых знаниях, опыте, таланте), всегда будет на стороне человека не обремененного совестью и благородством. И так на каждой ступени карьерной лестницы.
В небольшом человеческом сообществе, где каждый на виду, негодяй имеет мало шансов на лидерство, но в масштабах государства действуют, увы, другие законы. И чем крупнее государство, тем вольготнее чувствуют себя какократы. Люди не могут знать, как поведет себя их избранник, получив власть, ведь ничего не знают и о нем самом.
Пробившийся к власти какократ окружает себя людьми исключительно по принципу полезности лично для него, а не способности работать на общественное благо, тем самым еще ухудшая ситуацию. В этом Герман Оберт видел и причину падения Римской империи и неизбежность упадка современных крупных государств.
А примером успешного государства, по его мнению, является Швейцария, с ее небольшими кантонами и отсутствием сильной центральной власти. Такое устройство предполагает большее знание о тех, кто претендует на высокий пост.
Увы, в нашем жестоком мире такое государство может существовать только в условиях исключительно благожелательного соседства.