Наконец-то я дочитала "Ярмарку тщеславия" Уильяма Теккерея. Кажется, даже "Войну и мир" так долго не мучила.
По названию мне подумалось, что речь пойдёт о реальной ярмарке. Однако же автор расскажет об обыденной жизни англичан.
XIX век. В центре повествования две девушки, волею судьбы встретившиеся в школе для благородных девиц. Ребекка - сирота, её родители были представителями богемы. Хитрая, ловкая лицемерка, чьё благополучие стояло выше всех и вся. И Эмилия - девушка из обеспеченной семьи, наивная, кроткая, добродетельная. Нам позволят проследить их судьбы, которые будут то сходиться, то расходиться на протяжении более 15 лет.
Итак, о хорошем. В книге очень много различных ссылок на мифологию, историю и искусство. Но, к сожалению, в моём печатном издании нет объяснений. Оно и понятно - тогда книги вышли бы на большее количество страниц, а то и вовсе пришлось печатать три тома.
О хорошем всё. Что же не понравилось?
Отступления и рассказы о людях, которые мельком проскочили мимо главных героев. Или вовсе с ними не были связаны. Как будто я сижу на лавочке с бабулями, только в девятнадцатом веке. А вы знаете, что этот баронет родом из ...шира, а его жена вообще-то из Франции, но он не обращает на неё внимание и гуляет налево и направо, а она ничего ему по этому поводу не говорит. А ещё вон в том доме однажды жили Смиты, а теперь там живут Джонсы, но это не имеет никакого отношения к нашему рассказу, потому как они всего лишь массовка. Зачем? Зачем мне эти описательные моменты? Расскажите, что там с Бекки и Эмми!
О героях. Ни к одной из них у меня нет жалости или какого-то сочувствия. Что Бекки, что Эмми - за каждой водится грешок и не один. Но Бекки хотя бы умеет оживить общество вокруг себя, этакая зажигалочка, хоть и с пустым нутром, желающим только денег и славы. Эмми же скучная, глупая и тоже пустая, хотя её кротость и милое личико располагали к себе окружающих мужчин. Первая использовала своего мужа и играла его чувствами, да так доигралась, что уже была не вхожа в ни высший свет, ни в его дом, а сын её вовсе за мать не считал. Вторая вышла замуж за свою первую любовь, а после смерти оной решила отречься от себя как женщины и принести в жертву родственникам. И только после "ужасного разоблачения" она решилась снова попытать счастья, как будто ждала подтверждения со стороны. И также использовала мужчину.
Среди мужских персонажей тоже нет ни одного, которому хотелось бы сочувствовать. Родон Кроули, муж Бекки, глуповатый влюблённый в розовых очках, на побегушках у своей жены, правда, почти к концу повествования очечи он всё-таки разбил. Джордж Осборн, муж Эмми, эгоистичный юнец, который идёт против отца, только чтобы проявить своенравие. Можно было бы сказать, что Уильям Доббин здесь хорош, но, увы, он тоже эгоист и преследует свои цели.
Что касается замысла... Можно сказать одно. Деньги всегда и везде прокладывали дорогу. Именно это и говорит нам "ярмарка". Есть деньги - блистай, нет денег - уходи со сцены, тут полно и других богачей.
К книге Теккерея "Ярмарка тщеславия" больше не вернусь. Нудно, затянуто и, что говорить, не совсем актуально.