За почти 20 лет после SARS значение Китая в мировой экономике возросло в геометрической прогрессии.
В 2002 году, когда в Китае появился смертоносный, похожий на пневмонию вирус, известный как SARS, фабрики страны в основном производили недорогие товары, такие как футболки и кроссовки, для покупателей по всему миру.
Семнадцать лет спустя еще один смертельный вирус быстро распространяется по самой густонаселенной стране мира. Но Китай превратился в главный элемент мировой экономики, что делает эпидемию значительно более серьезной угрозой для богатства.
Международные компании, которые полагаются на китайские фабрики для производства своей продукции и зависят от китайских потребителей в продажах, уже предупреждают о дорогостоящих проблемах.
Apple, Starbucks и Ikea временно закрыли магазины в Китае. Торговые центры пустынны, угрожая продажам кроссовок Nike, одежды Under Armour и гамбургеров McDonald's. Заводы, производящие автомобили для General Motors и Toyota, задерживают производство, поскольку они ждут, когда рабочие вернутся с лунного новогоднего праздника, который был расширен правительством, чтобы остановить распространение вируса. Международные авиалинии, в том числе American, Delta, United, Lufthansa и British Airways, отменили рейсы в Китай.
Ожидается, что экономический рост Китая сократится в этом году до 5,6 процента по сравнению с 6,1 процента в прошлом году, согласно консервативному прогнозу Oxford Economics, который основан на воздействии вируса до сих пор. Это, в свою очередь, сократит глобальный экономический рост за год на 0,2 процента, до годового уровня 2,3 процента - самый медленный темп со времени мирового финансового кризиса десятилетие назад.
Возвращаясь из длинного отпуска впервые после того, как угроза коронавируса стала очевидной, китайские инвесторы в понедельник утром понизили акции Китая примерно на 9 процентов. Фондовые рынки во всем мире в последние дни резко упали, так как стало ясно, что кризис общественного здравоохранения может перерасти в экономический шок .
В знак растущей обеспокоенности китайские лидеры в воскресенье наметили планы по введению новых кредитов в экономику. Это будет включать в себя 22 миллиарда долларов США для поддержки денежных рынков, а также более дешевые условия заимствования для китайских компаний.
Хотя китайские фабрики по-прежнему производят ошеломляющее множество относительно простых и недорогих товаров, таких как одежда и изделия из пластика, они уже давно достигли господства в более продвинутых и прибыльных проектах, таких как смартфоны, компьютеры и автозапчасти. Страна превратилась в важную часть глобальной цепочки поставок, производя компоненты, необходимые фабрикам от Мексики до Малайзии.
Китай также превратился в огромный потребительский рынок, в стране с населением 1,4 миллиарда человек растет интерес к электронным гаджетам, модной одежде и поездкам в Диснейленд.
Торговая война, которую вела администрация Трампа, вызвала частичное разделение Соединенных Штатов и Китая, двух крупнейших экономик мира. Многонациональные компании, которые использовали фабрики в Китае для производства своих товаров, стремились избежать американских тарифов, перенося производство в другие страны, особенно во Вьетнам . Коронавирус может ускорить эту тенденцию , по крайней мере, на время, если глобальные компании окажутся вне Китая.
Вспышка вируса в Ухане , город, в котором проживает 11 миллионов человек, побудило китайское правительство эффективно изолировать мегаполис и большая часть окружающих провинции Хубэй, за исключением людей передвигаться.
До сих пор воздействие на фабрики ограничивалось тем, что вспышка разворачивалась во время лунного Нового года, самого важного праздника года. Многие предприятия закрыты во время праздников, а сотни миллионов рабочих-мигрантов возвращаются домой к своим семьям в сельской местности.
Чтобы удержать людей дома и остановить распространение вируса, правительство продлило праздник до воскресенья, добавив три дня. Но страх перед вирусом настолько распространен и интенсивен, что многие рабочие, вероятно, останутся вдали от заводских городов на этой неделе.
Страшная эпидемия, совпавшая с крупным праздником, почти наверняка повлечет за собой существенную потерю продаж для индустрии туризма и гостеприимства Китая. Отели и рестораны, которые обычно были бы полны веселья, пусты. Концерты и спортивные мероприятия были отменены. IMAX, крупная кинокомпания, базирующаяся в Торонто, отложила выпуск пяти фильмов, которые она намеревалась продемонстрировать в Китае во время праздника.
Несмотря на официальное завершение праздника, бизнес вряд ли вернется в нормальное русло. Многие крупные промышленные районы, в том числе Шанхай, Сучжоу и провинция Гуандун, продлили отпуск как минимум еще на одну неделю, не давая рабочим вернуться.
Ввиду ограниченного количества рейсов в Китай и наличия чрезвычайных ограничений в области общественного здравоохранения деятельность транснациональных компаний в Китае, вероятно, будет ограничена. Крупные банки, в том числе Goldman Sachs и JPMorgan Chase, дают указание, чтобы сотрудники, которые посетили материковый Китай, оставались дома в течение двух недель.
General Motors в прошлом году продал больше автомобилей в Китае, чем в Соединенных Штатах. Его китайские заводы будут закрыты, по крайней мере, еще на неделю по требованию правительства. Представитель компании сказал, что Ford Motor сказал китайским менеджерам работать дома, пока его заводы не работают.
Все это может нанести ущерб предприятиям, которые зависят от Китая в отношении комплектующих, от автомобильных заводов на американском Среднем Западе и в Мексике до швейных предприятий в Бангладеш и Турции.
Если клиенты не могут купить то, что им нужно, из Китая, китайские заводы могут, в свою очередь, сократить заказы на импортное оборудование, компоненты и сырье - компьютерные чипы из Тайваня и Южной Кореи, медь из Чили и Канады, заводское оборудование из Германии и Италии.
«Это может потенциально нарушить работу глобальных цепочек поставок», - сказал Рохини Малкани, экономист DBRS Morningstar, компании, занимающейся глобальным кредитным рейтингом. «Пока рано говорить, как долго это продлится».
Аналогичные опасения сопровождали вспышку атипичной пневмонии в 2002 и 2003 годах, когда вирус появился в южной провинции Гуандун, а затем распространился по всему Китаю и по всему миру, в результате чего погибло почти 800 человек как минимум в 17 странах.
Китай только что вступил во Всемирную торговую организацию, получив доступ к рынкам по всему миру. Он использовал свое, казалось бы, безграничное количество низкооплачиваемых рабочих для производства дешевых потребительских товаров. Его экономика сосредоточена на экспорте. Его потребительский рынок оставался в зачаточном состоянии.
С тех пор годовой объем производства в Китае увеличился более чем в восемь раз, до 14 триллионов долларов с 1,7 триллионов долларов, согласно данным Всемирного банка. По данным Oxford Economics, ее доля в мировой торговле увеличилась более чем вдвое - до 12,8 процента в прошлом году с 5,3 процента в 2003 году.
Экономический объем производства на душу населения увеличился в прошлом году примерно до 9 000 долларов США с примерно 1 500 долларов США в 2003 году, что дает домашним хозяйствам дополнительные денежные средства для огромного ассортимента потребительских товаров.
«На Китай сегодня приходится около одной трети мирового экономического роста, что является большей долей глобального роста, чем в совокупности с США, Европой и Японией», - отметил Энди Ротман, экономист Matthews Asia, управляющего инвестиционным фондом, в недавних показаниях, сделанных ранее. панель конгресса.
Американская полупроводниковая индустрия особенно укоренилась в Китае, который является одновременно и крупным производственным центром, и рынком для своей продукции. В 2019 году выручка Intel в Китае составила около 20 миллиардов долларов, или 28 процентов от общего объема продаж за год.
Qualcomm, доминирующий производитель чипов для мобильных телефонов, еще больше зависит от Китая, получая 47 процентов своего годового дохода - или почти 12 миллиардов долларов - от продаж в стране.
Никто не знает, как долго будет продолжаться вспышка коронавируса, как далеко она будет распространяться или сколько жизней она потребует. Невозможно рассчитать, насколько это нарушит экономику Китая. Но внушительное положение Китая в мировой экономике означает, что последствия нынешней вспышки, вероятно, значительно превысят последствия SARS.
«Побочные эффекты для мировой экономики будут намного больше, чем они были», - сказал Николас Р. Ларди, эксперт по Китаю из Института международной экономики Петерсона в Вашингтоне.
Для производителей время вспышки может ограничить ущерб. Они только что завершили четвертый квартал, когда производство увеличивается, чтобы удовлетворить спрос на зимние каникулы. Конец января обычно медленный.
Но влияние вируса на цепочки поставок, которые заведомо усложнились, трудно предсказать. Одна часть продвинутого продукта, такого как умный телевизор, может состоять из десятков более мелких компонентов, причем каждый из них собран из других частей. Сами компании часто не знают поставщиков, которые занимают три и четыре ступени вниз по цепочке.
«Если у вас заканчиваются виджеты, которые необходимы для производственных процессов, и все эти виджеты происходят из Китая, то вполне возможно, что ваши производственные линии остановятся», - сказал Бен Мэй, мировой экономист из Oxford Economics в Лондоне. «Эти проблемы, вероятно, будут появляться во всем мире».
Это стало проблемой после землетрясения 2011 года и цунами в Японии, которое опустошило производителей. Многие компании предполагали, что они покупают детали у самых разных поставщиков, защищая их от нехватки, только чтобы понять, что критически важные компоненты были произведены на отдельных заводах.
Если это произойдет в Китае, последствия, вероятно, будут велики.
«Мы говорим о потенциально обширной территории страны, от которой зависит весь мир как производственный цех», - сказала Сьюзан Хелпер, экономист Case Western Reserve University и бывший главный экономист Департамента торговли. «Эффект будет неожиданным».
Apple собирает большую часть своей продукции в Китае. Компания строго ограничила поездки своих сотрудников в Китай, сказал во вторник генеральный директор компании Тимоти Кук.
Apple раскрыла гораздо более высокую волатильность своих потенциальных доходов в текущем квартале ввиду неопределенности в отношении производства на фабрике и продаж ее продуктов.
Эти неопределенности углубились в субботу. Apple, которая получает около одной шестой своих продаж из Китая, объявила, что закроет свои 42 магазина в стране.
Walmart покупает огромные объемы своей продукции у китайских фабрик, управляя 430 магазинами в стране, в том числе в районах, закрытых на карантин. По словам представителя Walmart, компания сократила часы работы в некоторых магазинах.
«Возможно, мы все еще находимся на ранних стадиях», - написала Джудит МакКенна, управляющая международным бизнесом Walmart в пятницу, о кризисе коронавируса.
Китай является крупнейшим в мире производителем игрушек. На Международной ярмарке игрушек в Нюрнберге, Германия, многие китайские поставщики выразили уверенность, что их фабрики скоро откроются, сказал Рик Волденберг, исполнительный директор Learning Resources, семейного производителя образовательных товаров и игрушек в Иллинойсе.
«Но никто не совсем уверен, на какую часть этой информации можно положиться», - сказал г-н Волденберг.
По словам г-на Волденберга, из-за торговой войны индустрия игрушек была эффективно подготовлена к тому моменту, когда ее доступ к китайским поставщикам оказался под угрозой. В декабре, когда администрация Трампа угрожала ввести дополнительный 15-процентный тариф на китайский импорт, многие игрушечные компании ускорили свои заказы, чтобы уложиться в срок. Некоторые перенесли производство в Таиланд и Вьетнам, чтобы вообще избежать тарифов.
Производители игрушек скоро должны будут восстановить инвентарь. «Если это будет продолжаться еще четыре месяца, мы говорим о большой проблеме», - сказал Джим Сильвер, исполнительный директор TTPM.com, сайта исследований потребителей.
После ОРВИ Китай несколько месяцев переживал экономический спад, а затем резко восстановился. Это может случиться и в этот раз. Единственная уверенность заключается в следующем: все, что происходит в Китае, будет ощущаться широко.
«Очевидно, что Китай стал гораздо более доминирующим игроком в мировой экономике», - сказал г-н Мэй из Oxford Economics. «Это просто намного больше вовлечено в глобальную цепочку поставок. За последнее десятилетие он был последней инстанцией для мировой экономики ».