Или о В. Г. Белинском
Наверно, самый известный литературный критик и публицист XIX века, тот, о ком М. М. Попов скажет: "Только во время споров он был в своей тарелке, настоящим Белинским, вторым томом своих сочинений", издатель и человек с очень непростой судьбой - речь Виссарионе Григорьевиче Белинском пойдет.
Семимильными шагами по биографии
Родился Виссарион в Свеаборге, Финляндия, в 1811 году: семья жила его нескладно, о чем напишет в своих мемуарах:
Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал ее… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое — свежего не мог брать… Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно — вечная ему память. Я в семействе был чужой.
Кстати, именно благодаря этой некомфортной для ребенка обстановке у Виссариона и появилось пристрастие к народу, к его проблемам, но об этом несколько позже.
В студенческие годы, 1829 - 32, Виссарион Григорьевич меняет свою фамилию (изначально она пишется как Былинский) и знакомится со своими будущими друзьями - с Герценом, Огарёвым, Заболоцким. Внутри этого кружка появляется увлечение философскими идеями Гегеля, молодые умы совершают все свои поступки относительно немецкого идеализма. В то же время у самого Белинского начинаются осложнения со здоровьем: он подозревает у себя туберкулез. Вскоре удары становятся все сильнее: друзья его разочаровываются в теоретической философии, когда сам Белинский еще верит в нее, - на этой почве у них происходят частые споры.
Долгие размышления, желание удержаться за принципы идеализма и подтолкнуло Виссариона Белинского к литературе, с которой он и свяжет всю свою жизнь.
Перовая публикация
Это даже скорее начало огромного, долго переосмысления вообще всей русской литературы. Чтобы не разглагольствовать, лучше прочтите отрывок этой самой статьи:
У нас нет литературы, я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов… Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, — и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предаётся изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, — и дай Бог, чтобы он прошёл скорее. Но ещё более дай Бог, чтобы поскорее все разуверились в нашем литературном богатстве. Благородная нищета лучше мечтательного богатства! Придёт время, — просвещение разольётся в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, — и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!…
Уже тут видны зачатки и желания Белинского вернуться в народ, и поиск исконно русского искусства - словом, все то, что впоследствии, с третьей четверти XIX века, и появиться в русской литературе.
Говоря проще, Виссарион Григорьевич предсказал Золотой век русской литературы, как литературы молодой и, следовательно, не сформировавшейся. По его мнению, именно образование и честность во взглядах на происходящее способно менять и развивать литературу.
Характер прочей критики
Полноценную критику - с ее системой, которая появилась благодаря изучению Гегеля - можно разделить на два больших этапа:
1) литературная критика. Она началась довольно рано и, меняясь со временем, была с Виссарионом Григорьевичем до последнего. Здесь еще проявляется слабеющая часть его конформизма, но уже сформированы многие важные его качества: к ним можно отнести - поиск русского духа, изучение литературных процессов.
2) общественная критика. Тут уже и через призму литературы, и через призму разных социальных положений Белинский высказывает свой твердый настрой в нежелании примирения с действительностью, жаждой перемен (особенно в отношении к народу). В это время, примерно последнее десятилетие жизни Белинского, особенно заметно влияние Герцена, который уже как много лет занимается изучением социума.
Белинский о...
Как и полагается умному человеку, Виссарион Григорьевич говаривал множество всяких умных мыслей. Например, умные мысли о будущем России:
Мы будем и юристами, и римлянами в юриспруденции, но мы будем и поэтами, и философами, народом аристократическим, народом ученым и народом воинственным, народом промышленным, торговым, общественным... В России видно начало этих элементов.
Или о народности:
Только идя по разным дорогам, человечество может достигнуть своей единой цели; только живя самобытною жизнью, может каждый народ принесть свою общую долю в русскую сокровищницу.
Итог
Виссарион Григорьевич смог сделать то, о чем до него даже и не догадывались: через обобщение всего литературного опыта вывести будущее современной литературы. Белинский - это не только критик и издатель, но еще и символ целого поколения сатириков, демократов, тех, кто жил в 1840-ых годах, кто питал мечты о перестройке общества на новый манер.
Благо тем, которые умеют и в зиму дней своих сохранить благодатный пламень сердца, живое сочувствие ко всему великому и прекрасному бытия.
© Виссарион Григорьевич Белинский