Найти тему
Musica Eternal

4 февраля. Ramones - End of the Century (1980).

Сегодня, 4 февраля, юбилей пятого студийного альбома группы Ramones. Пластинка появилась на прилавках музыкальных магазинов 40 лет назад.

На обложке - участники группы (слева направо) Ди Ди, Джоуи, Джонни, Марки. Источник - discogs.com
На обложке - участники группы (слева направо) Ди Ди, Джоуи, Джонни, Марки. Источник - discogs.com
  • К началу 1980-х Ramones успели заявить о себе благодаря своим первым альбомам и стать культовым панк-феноменом. Однако коммерческая отдача от творчества оставалась далека от ожидаемой. В попытках изменить ситуацию музыканты решили пойти на необычный шаг - приглашение к сотрудничеству именитого и одиозного продюсера Фила Спектора, благо последний объявил себя поклонником коллектива и очень желал поработать с ним после появления Ramones в фильме "Школа рок-н-ролла" Роджера Кормана.
  • Таким образом, End of the Century стал первым альбомом группы, в создании которого не был задействован Томми Рамон ни в каком качестве. Позицию ударника он оставил ещё после выхода третьего студийника, Rocket to Russia, но сохранил за собой роль сопродюсера ещё на одну пластинку. Однако теперь Ramones решили попробовать иные варианты. Тем не менее, End of the Century, в целом, соответствовал стремлению группы к более популярному и доступному для широкой публики звучанию, обозначенному на Road to Ruin (а то и на Rocket to Russia).
  • Довольно быстро стало понятно, что с кандидатурой нового компаньона Ramones просчитались. Во-первых, методики работы Спектора (обильное использование эхо-эффекта, множество наложений) оказались музыкантам совершенно чужды. Во-вторых, сам по себе непредсказуемый и вспыльчивый, продюсер от времени выкидывал разнообразные номера. То устраивал сцены, предварительно накачавшись алкогольными напитками, то якобы угрожал оружием или Джонни, или Ди Ди. Во всём этом не было чего-то нового - схожие истории сопровождали Фила и прежде (например, при записи диска Леонарда Коэна Death of a Ladies' Man в 1977 году). В итоге, конфликтность Спектора в сочетании с его перфекционизмом втравили группу в немалые расходы. Если создание дебютной пластинки Ramones обошлось в $6400, а затраты на последовавшую за ней Leave Home уместились в $10000, то теперь расходы составили целых $200000. End of the Century - самый "дорогой" альбом в карьере ансамбля.
  • Несмотря на все проблемы со Спектором и общую нелюбовь к альбому, участники группы впоследствии высказывались весьма дипломатично об итогах совместной деятельности. Джоуи Рамон, являвшийся главным инициатором приглашения Фила, оценивал его работу над вокалом и ударными как неплохую. Критично настроенный Джонни Рамон (пожалуй, главный антагонист продюсера) отмечал, что "медляки", такие, как Danny Says или Do You Remember the Rock 'n' Roll Radio?, звучат отлично, но для более тяжёлых и агрессивных вещей методы и стиль Спектора совсем не подходили.
  • Упомянутая Do You Remember the Rock 'n' Roll Radio?, открывавшая End of the Century, стала своеобразным посвящением музыке 1950-х и 1960-х годов, на которой выросли участники Ramones. Собственно, один из побудительных мотивов к работе с Филом Спектором и заключался в том, что последний приложил руку к ряду творений, которыми восхищались Джоуи, Джонни, Ди Ди и Марки. В лирике Do You Remember the Rock 'n' Roll Radio? упоминаются исполнители (Джон Леннон, T. Rex, Джерри Ли Льюис), диск-жокей Алан Фрид, популярные теле- и радиопередачи (The Ed Sullivan Show, Upbeat, Hullabaloo). Авторство текста принадлежит Ди Ди Рамону, который вложил в него детские воспоминания о том, как украдкой слушал в Германии по ночам радиостанции, транслировавшие рок-музыку.
  • Самое, возможно, примечательное качество Do You Remember the Rock 'n' Roll Radio? - её двойственность. Процессы, происходившие в рок-музыке второй половины 1970-х, нередко именуют "панк-революцией". Но эта революция вовсе не стремилась построить "новый музыкальный мир". Напротив, она во многом ратовала за возвращение к простоте и доступности рока былых лет. Здесь нет чего-то из ряда вон выходящего, в той же политике разнообразные реформы и преобразования аналогично зачастую апеллируют не к будущему, а к некоему идеализированному образу (или состоянию) прошлого, который нарушен в настоящем и должен быть восстановлен. Ramones, конечно, выступают апологетами рок-н-ролла 1950-х и противниками таких течений, как психоделический рок или прогрессив-рок. Ирония судьбы, и данной отдельно взятой композиции, в частности, что создан трек (и весь альбом) под руководством Фила Спектора, который и прославился, в том числе, тем, что своими студийными техниками усложнял саунд и избавлялся от простоты. Он проворачивал это с конца 1960-х, он попытался осуществить подобный фокус с Леонардом Коэном, и вот теперь попробовал "заморочить" Ramones. Песня о возвращении к рок-н-ролльным корням - на деле довольно сложная и комплексная вещь для её создателей. Спектор добавил в общую палитру несвойственные Ramones пианино, синтезаторы и духовые. Так что воспевание идеалов простоты ещё не означает следование им на практике. Да и как показала история панк-рока, те, кто кроме простоты и примитивизма ничего предложить не мог, очень быстро сошли со сцены, а более талантливые и способные занялись поиском новых форм. Впрочем, даже сам Ди Ди Рамон сделал свой текст неоднозначным, по ходу дела покритиковав радиостанции за излишнее увлечение ностальгией и недостаточное внимание к актуальной музыке.
  • На композицию был снят клип, который ротировался на MTV в первое время после его запуска. Однако, поскольку с деньгами у Ramones было негусто, простенькое видео не могло выдержать конкуренции за внимание зрителей с более высокобюджетными произведениями европейцев.
  • Одним из основных ориентиров для Ramones служило творчество Лу Рида. Это проявилось и в End of the Century. Написанная Джоуи Рамоном композиция Danny Says вдохновлена балладами авторства Лу Candy Says и Caroline Says. "Дэнни" из названия трека - это Дэнни Филдс, тур-менеджер Ramones, часто раздававший подопечным указания и инструкции (гастрольные будни вообще стали одной из основных тем всего альбома). Сам Дэнни утверждал, что Джоуи в действительности посвятил песню не ему, а подруге Линде (той самой, что через пару лет станет супругой Джонни Рамона). Вокалист Ramones в дальнейшем называл Danny Says одним из наиболее удачных и любимых своих сочинений, а его брат Микки Ли считал композицию "шедевром".
  • Задумка песни Chinese Rock родилась у Ди Ди Рамона под впечатлением от прослушивания Heroin с первого альбома The Velvet Underground (опять-таки, вещь, написанная Лу Ридом) ещё в 1975 году. Он решил, что, опираясь на свой опыт, создаст лучший трек о ежедневных трудностях наркозависимого человека. При помощи Ричарда Хелла песня была, в основных чертах, подготовлена, но Джонни Рамон, поборник здорового образа жизни, изначально заблокировал его запись. Поэтому первой увидела свет версия в исполнении The Heartbreakers Джонни Сандерса. Ramones представили на суд публики Chinese Rock только на пятом альбоме. Ди Ди говорил, что гордится песней, одной из самых известных в его послужном списке, но сожалеет, что некоторые слушатели стали его воспринимать из-за неё пропагандистом употребления наркотиков, хотя он лишь документировал собственные впечатления, но не призывал следовать дурному примеру.
  • В качестве одного из синглов был издан кавер на композицию Baby, I Love You. В 1963 году её исполнила и выпустила поп-группа The Ronettes, а одним из авторов являлся Фил Спектор, что и обусловило появление версии Ramones. Песня достигла 8 строчки в британском сингловом чарте, но Джонни Рамон открыто признавался в ненависти к ней. Более того, в своей автобиографии Commando гитарист утверждал, что Baby, I Love You была записана при помощи Джоуи и каких-то сессионных музыкантов, а он сам и другие коллеги по группе в процессе участия не принимали.
  • Нашлось место на пластинке и для Rock 'n' Roll High School, подготовленной ранее для одноимённого фильма. Альбомная версия отличается от оригинальной, так как в ней отразились видение и методы Фила Спектора. На композицию сняли видео, в котором Марки Рамон исполняет роль учительницы. Как и в случае с Do You Remember the Rock 'n' Roll Radio?, клип появлялся в эфире MTV, но особых дивидендов группе это не принесло.
  • Из всех альбомов Ramones именно End of the Century завоевал наиболее высокую позицию в Billboard 200 (44-ую), а также стал самым успешным в чартах Великобритании и Швеции. Однако все успехи как End of the Century, так и синглов, носили скорее тактический, а не стратегический характер и, как показало время, не получили последующего развития. Стоили ли такие результаты всех нервов, потраченных в ходе работы со Спектором, а также рекордной для группы суммы денег и долгого времени (полгода - по меркам Ramones внушительный срок)? Ценный опыт, конечно, важен. Но всё-таки End of the Century остался в истории Ramones не самым удачным экспериментам. Группу помнят и любят, прежде всего, за более скоростные, агрессивные или тяжёлые вещи, что не сочетается с теми идеями, что пытался привить Фил Спектор. Впереди у Ramones была ещё долгая дорога и много продюсеров (Грэм Гоулдман, Ричи Корделл, возвращение Томми Рамона и Эда Стэсиума, Дэниэл Рэй и другие). Правда, настоящий коммерческий успех к коллективу так и не придёт.