Найти в Дзене
Для ума

Первое слово

Какое первое слово произнес ваш ребенок? Вы сами?

Ученые считают, что наблюдая за речью ребенка можно проследить возникновение языка у человечества. Первое слово ребенка — есть первое слово человечества.

В своих размышлениях и исследованиях ученые выдвигают различные гипотезы происхождения этого слова, например, что первое слово — это слово, которое услышал ребенок во время запрета.

Федор Гиренок пишет:

«Первое слово — это не знак речи. Оно беспредметно. У него нет значения. Оно появляется как результат воздействия со стороны взрослого. Обычно ребенок повторяет слово, которое взрослые произносят во время запрета. Когда они не дают ребенку что-то сделать. У первого слова интердиктивная функция».

Истоки этой идеи о запретительной функции первого слово относятся к трудам Бориса Поршнева. Он пишет:

«Записанная автором этих строк серия показаний о «первом слове» у детей привела к наблюдению, что, хотя слова эти бесконечно разнообразны, они в функциональном смысле все одинаковы, т. е. во всех случаях это все-таки одно и то же слово. Когда пришла пора произнести его, т. е. в формировании центральной нервной системы наступил соответствующий морфофункциональный уровень, ребенок вдруг повторит (сразу или отсроченно) слово, произнесенное взрослым в момент, когда ребенку не дают что-либо схватить, к чему он тянется, или не дают что-либо бросить, а также касаться, манипулировать предметом.
На слух взрослого кажется, что ребенок назвал объект или действие («бах»), на деле он воспроизвел сигнал запрещения, не более того. Все названия вещей (например, «мама», «киса», «часы», «грибы», «костюм»...) эквивалентны в этой ситуации слову «нельзя», которое само тоже подчас встречается в качестве первого слова. Почему чаще других первым словом оказывается «мама»? Потому что самым частым и самым сильным «нельзя» в этом возрасте является отказ в материнской груди (а также отказ ребенку, тянущемуся к матери на руки) и произносимое кем-либо слово «мама» нередко может совпасть во времени с таким отказом и с моментом наступления зрелости соответствующих нейрофизиологических структур головного мозга.
Слово «мама» и будет выражать отказ, запрещение. Однако то же самое может случиться, когда ребенку дают послушать тиканье часов и произносят при этом «часы», но не дают их ему в руки; он произнесет «часы», и это будет выражением запрета, так что родные вполне могли бы теперь всегда вместо «нельзя» произносить «часы».
У ребенка отобрали новый костюмчик и он воспроизвел в этот момент слово «костюм» («тюм-тюм») в том же функциональном значении. Ему показывают и называют, но не дают в ручонки грибы он повторяет «грибы». Много раз ему говорили «бах» или «бах-бах», когда он бросал что-либо на пол, но «бах» было им повторено и стало его первым словом лишь при тех же двух условиях: а) в ситуации, когда ему помешали сделать это движение, б) в строго определенный момент его физического развития».
Борис Поршнев, О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии

И вот тут мы можем поспорить! Если вы наблюдали за появлением первого слова у своего ребенка (или будете наблюдать), то сами сможете понять, как формируется речь. Есть ли тут дело в запрете?

Например, заметил, как мой сын Лева использует слово «Мама». Для него это слово сперва было полностью лишено значений. Это был набор звуков, на который откликались взрослые. Подумав немного, сын сообразил, что «Мама» на его языке означает «Пройдемте, мне нужна ваша помочь». Сын может подойти ко мне, к теще, дедушке и сказать «Мама», взять за руку и увести в своем, одному ему известном направлении, за помощью.

Может, у каждого по-своему формируется речь и первое слово? Ма-ма — это звуки, которые проще всего случайно извлечь и обнаружить, что на них есть реакция из внешней среды. И уже потом ребенок наделит значениям это слово.

Как вы думаете, как формируется первое слово?

P.S.
Мы с Лёвой.

Подпишитесь на канал ---> zen.yandex.ru/nikonov
Владимир Никонов