«Русские», как живётся в Черногории? (до карантина)
В данном случае речь пойдёт не о олигархах из России, число которых невелико. Олигархи наподобие Дерипаски или Абрамовича, не обсуждают своих проблем на Фейсбук, они приплывают как правило на своих роскошных яхтах и не любят публичности. Речь и не о туристах, которые приезжает на короткое время, чтобы в максимально сжатые сроки успеть попробовать как можно больше. И даже не о тех, кто, имея здесь недвижимость, приезжает несколько раз в году отдохнуть или поесть мандаринов из собственного сада. Речь идёт о
простых «русских», приехавших в Черногорию в поисках себя, применения своих
навыков, возможно даже, начать новую жизнь. «Русские» в данном отношении весьма условно, т. к относится и к россиянам, и к жителям Украины, и Белоруссии, и других стран бывшего СССР, или, «русскоговорящими», как их называют в России. Не «старых русских», коих немного, обычно кто замужем за черногорцами. Тех, что активно присутствуют и обсуждают свои повседневные проблемы в Фейсбуке: ищут жильё или работу, чем заняться на досуге, предлагают какие-либо услуги или продукты.
Что заставляет их покидать свою страну и останавливать свой выбор на Черногории, далеко не самой процветающей стране Европы? Только для части из них мы можем предположить причину их выборы: например, Донбасс, откуда люди уезжают с начала конфликта в 2014 г., или Украина, экономическое положение которой хуже, чем в Черногории. Средняя зарплата в России немного больше 500 евро, так что уровень жизни в обеих странах вполне сопоставим. Иных привлекает климат (особенно имеющих маленьких детей, больных), наличие тёплого моря, природа, близость к Европе. Пенсионеров манит возможность встретить старость в тихом уютном месте, сравнительно недорогом. Немало таких, кто курсируют между Таиландом и Черногорией, сравнивая и выбирая, где обосноваться. У более молодых и бизнесориетированных - амбиции создать свой бизнес на новом месте. В большинстве своём они уверены, что здесь это сделать проще, сравнительная лёгкость открытия бизнеса чем в суровой коррумпированной России или нестабильной Украине, или жёстко контролируемой Белоруссии. Однако их фантазия чаще всего не идёт дальше открытия ещё одного отеля или ресторана к имеющимся здесь в изобилии. Есть и такие, кем движет эскапизм, стремление уйти подальше от цивилизации, в горы и труднодоступные леса. Черногория воспринимается ими как дикое, первозданное место, где можно скрыться от цивилизации. Как в одном российском фильме оборотень, превращающийся в волка и уставший от участия в собачьих боях, обещает своей подруге: «Уедем в Черногорию, купим дом на краю леса», в надежде остаток жизни провести в компании себе подобных. Это, казалось бы, фантазией, если бы не было близко к реальности: группа энтузиастов-дауншифтеров из России купила участок на окраине леса возле Белого Поля на высоте 1000 м. над у. м., построила дома из брёвен и глины, и уже 7 лет с переменным успехом пытается заниматься фермерством, но пока лучше у них получается выращивать котов.
Некоторые бегут от плохих экологических условий и некачественной еды, надеясь, что в “экологическом государстве” Черногории всё «натуральное» и выращенное без химии. Других привлекают вопросы безопасности: не везде в России можно свободно ходить по ночам, а то и днём.
Существует множество русскоязычных групп в Фейсбуке или YouTube, посвящённых Черногории, Самая большая, созданная русским моряком выходцем из Латвии, насчитывает на данный момент более 40 тыс. подписчиков. Конечно, не все они постоянно проживают с Черногории, но представляют срез людей, интересующихся страной и пытающихся сообща решать свои проблемы: поиск работы, жилья, услуг и т. д.
Русскоязычная диаспора
На право возглавлять её претендует не старый ещё юрист из Москвы с армянской фамилией Александр Хргиан, уже 10 лет живущий в Черногории, параллельно занимающийся юридическим консалтингом и ведущий несколько групп в Фейсбуке и отдельный сайт, посвящённый проблемам «диаспоры». Он сформулировал 10 заповедей для иностранца, переезжающего в Черногорию. Первая из них гласит: «Никому не доверяй». Имеется в виду не столько местные, но и в первую очередь «свои». Новичок, попав впервые в Черногорию обычно впадает в эйфорию, и плохо ориентируясь в ситуации, легко поддаться на многочисленные соблазны. Тут его поджидают алчные риелторы, предлагающие недвижимость по заоблачным ценам, недобросовестные юристы, таксисты и проч. любители лёгкой наживы. А когда наступает разочарование, то оказывается, что эту недвижимость не так легко продать, чтобы вернуть деньги, не говоря уже о прибыли.
Тем не менее преувеличением было бы считать, будто бы экспаты из стран бывшего СССР представляет собой нечто единое. Хотя в русскоязычной диаспоре нет единого мнения, оценок и т. п., тут и нет и того противостояния между этническими группами, какое имеет месть в метрополии. В диаспоре разногласия сглаживаются, касается ли это русских и украинцев, отношения которых напоминают отношения сербов и черногорцев, старшего и младшего братьев.
Русскоязычная диаспора в Черногории существует, скорее на уровне общения и совместных мероприятий. Собирается несколько раз в год первая встреча осенью 2012 собрала около 200 человек, (последняя была по случаю встречи Нового года), а отеле «Сплендид» в Бечичах, обычно порядка 300 человек. Понятно, что это только часть от постоянно проживающих в Черногории «русских», менее 10%. Когда же на последней встрече попросили поднять руки тех, у кого есть какая-то недвижимость в Черногории, руки подняли только трое.
Реально объединяются для визарана (выезд в сопредельные страны для получения штампа о пересечении границы), добровольной уборки пляжей, или приюта для брошенных животных. В остальном, конечно, в ней нет единства, поскольку у людей большей частью разные интересы.
Примером может служить оценка законов о «свободе вероисповедания», хотя большинство проявило осторожность и решило никак не комментировать связанные с этим события: это внутреннее дело Черногории и не нам в него вмешиваться. Комментарии весьма сдержанны, и отличаются по тону от реакции в Москве, где грудью встали на защиту СПЦ, видя в ситуации некоторый аналог с тем, что произошло с православной церковью на Украине Русские вообще весьма осторожны за границей, в отличие от «у себя дома»: предпочитают не лезть в местную политику. Больше сквозит опасение, что когда-то это обернётся и против собственности иностранцев. Тем не менее, многие не хотели бы во вступление Черногории в ЕС, а некоторые надеются втайне, что ЕС скоро развалится.
.
Форум русской культуры
Вот уже 2 год подряд проводится под эгидой Марата Гельмана, сына видного советского драматурга и члена ЦК КПСС в период Горбачёва.
Не прижившийся в российской глубинке со своим «Музеем современного искусства», он первоначально обосновался в Которе, но и там не пошло, после чего он переехал в Будву. В наше время, как оказалось, трудно кого-то удивить, а тем более завлечь «современным искусством». Тогда был изобретён формат СЛОВОНОВО, «форума русской культуры», который первоначально планировался вне политической окраски, но сразу же превратился весьма закрытое и элитарное мероприятие. На него приглашаются выступающими
звёзды (большей частью в изгнании) российской либеральной тусовки: оппозиционные политики, писатели, живущие на Западе и очень ограниченное число «своих» из России «по списку». Уже начата подготовка к третьему по счету форуму, планируемому на лето 2020. На случай если и этот проект не пойдёт, Гельман вынашивает идею проекта онлайн-образования MOOC, показавшего себя в Израиле.
Когда я впервые приехал в Черногорию весной 2008, всё обстояло несколько иначе. Русские
ещё скупали всё подряд. Черногория ещё не была в НАТО, мэр Москвы Юрий Лужков строил мост в Подгорице и параллельно дом на Луштице. Местный старожил Герман Рычков из Владивостока сидел на Топле на набережной полутёмном офисе под вывеской «Русский Дом в Черногории», предлагая весь набор услуг: недвижимость, регистрацию компаний и т.п. вплоть до авиабилетов, параллельно владея рестораном. С тех пор многое изменилось. Была война с Грузией, кризис 2008 г., события на Украине, аннексия Крыма, экономические санкции и т. п. Всё это привело к изоляции России и снижению уровня жизни в ней и сопредельных странах.
Ныне Герман (отметил недавно 13-летие своего пребывания в Черногории) – весьма популярный в русскоязычной среде блогер, развивающий свой канал на YouTube «Хроники Черногории» комментирующий актуальный события в стране и выдающий лайфхаки (советы) типа «как выживать в Черногории». Вопрос этот далеко не праздный, встающий перед большинством, кто решил переселиться в эти края.
Между русскими и черногорцами существует не только языковой барьер, но и разница менталитетов, которую не нивелирует мантра «все мы православные». Популярна и другая присказка: «Черногория – православная Чечня», однако ни одному человеку в России, если он не сумасшедший и не самоубийца, не придёт в голову переселятся в Чечню.
Россияне ныне стали более осторожными и разборчивыми. Если мечтой отставного офицера КГБ, всегда было осесть на
пенсии где-нибудь у тёплого моря, где изобилие фруктов и женщин, то после того, как Черногория вступила в НАТО, она выбыла из категории друзей, хотя ещё не переместилась в категорию «врагов». Недавно Лужков умер в Германии, так в Черногории о нём никто даже не вспомнил. Остались, однако, еще люди, которых при первом посещении Черногории охватывает эйфория, и они приносят клятву обязательно сюда переселится, но, осмотревшись, они
понимают, что большей частью никому здесь не нужны (если, конечно они не располагают
средствами для получения “экономического гражданства”). Увеличилось число тех, кто вынужден покинуть Россию по политическим или экономическим мотивам. В связи с принятием закона об «экономическом гражданстве», можно ожидать притока «беглых олигархов», не доехавших до
Лондона. Мечта многих: найти работу по специальности, но лишь единицам это удаётся из-за
языковых и проч. Барьеров (если только это не востребованная специальность). А так
большинство с высшим и даже двумя образованиями согласны на работу няни, официанта,
продавца, садовника. В Герцег-Нови я встретил одного москвича, историка, кандидата наук Илью Груздева, который уже 5 лет живёт в Черногории и преподаёт историю в местной школе, параллельно занимаясь исследованиями по истории Черногории. Языковой барьер он во всяком случае преодолел. Находятся отважные русские, которые пытаются встроиться в культурную жизнь Черногории: так одна дама пишет оратории на стихи Петра Петровича Негоша, другие переводят его произведения на русский, таких примеров немало. Впрочем, экономическая эмиграция не является тем, что привлекает россиян, в большей степени касается белорусов, украинцев и т. Ведь это почти всегда понижение социального статуса. И тем не менее случаи, когда россияне с дипломами физика-ядерщика ищут работу конобара или парикмахера, нередки. Кое-кого на этом пути ждёт разочарование.
Они убеждаются, что Черногория не та страна, где можно построить головокружительный бизнес или заработать много денег. Если кто и открывает здесь компанию, то через какое-то время она оказывается убыточной или «нулевой». Даже в еде появляется вдруг ностальгия по привычным продуктам питания, отчего всё большую популярность приобретают магазины с товарами из России: сгущенкой, шпротами, квасом и водкой. Часто сквозит неудовлетворённость уровнем образования, доступностью и качеством медицинского обслуживания в Черногории. Даже язык не является барьером, многие изучили черногорский и даже сдали экзамены по владению им, каким является различие менталитетов.
Есть и такие, кто добился финансового успеха на чужбине. Так, 42-х летняя Лера Тихонова, окончившая Литературный Институт в Москве, уже в шестой раз готовится к новому туристическому сезону в качестве основательницы и владелицы кафе на набережной Герцег-Нови Barbarella. Вне сезона она рожает детей и издаёт свои романы в России. Я с ней пересекался на презентации её нового романа в Москве год назад.
Лучше всего чувствуют себя представители IT-сектора или самозанятые, те, кто способен зарабатывать деньги на удалёнке, через Интернет, кто живёт на гонорары от своих произведений. Им, собственно, всё равно, где жить, был бы Интернет. В этом плане в Черногории для них почти идеальные условия, хотя Интернет здесь, как признгаёт большинство, далёк от идеала. Существует определённое количество рантье, задорого сдающих свои квартиры в мегаполисах и арендующие в Черногории по более низкой цене, так что ещё на жизнь остаётся, однако таких не становится больше, поскольку аренда квартир даже в Москве дешевеет, а в Черногории растёт. Есть, конечно и такие, ухватили куски собственности в Черногории и сидят тихо, выжидают лучших времен, когда придут настоящие инвесторы или их активы вырастут в цене.
Роста благосостояния в странах бывшего СССР не предвидится, а проблемы там будут нарастать, и это одна из причин, почему не следует ждать снижения интереса к Черногории со стороны
«русских». С другой стороны, закон об «экономическом гражданстве» (гражданстве за инвестиции), который явно был призван привлечь олигархов из России, «бегущих от Путина», может не сработать, как не работает он в Латвии. Во-первых, от Путина не так легко убежать, во-вторых, Черногория не страна первого ряду, куда могут «побежать» российские олигархи: есть Лондон и США, есть на худой конец Германия, принимающая этнических немцев и евреев без проверки их денежных счетов. Впрочем, Германия открыла свои двери для черногорцев, так что число вакансий там уменьшится, а в Черногории – увеличится.
ПОСЛЕ КАРАНТИНА
Однако, всё это было до карантина. В марте Черногория без предупреждения, разом закрыла свои границы, разрешив въезд в страну только гражданам и тем, у кого был действующий "боравак". Русские, привыкшие называть Черногорию "Полакией" были удивлены таким внезапным поворотом событий. Многие семьи экспатов недосчитались мужей или жён. Объявление карантина застало Александра Хргиана в Москве, на выставке по продвижению черногорской недвижимости. Он проявил недюжинные способности, чтобы попасть на последний вывозной рейс в Подгорицу, а по прилёту угодил в обзервер на 14 суток. Лера Тихонова благополучно разрешилась от бремени, несмотря на все тяготы карантина. И теперь готовится встретить во всеоружии новый туристический сезон. Однако, не всем повезло. Многие семьи так и остаются разделёнными. Не обошлось и без курьезов. Одна русскоязычная экспатка отправила своего мужа в черногорскую тюрьму за неоднократные эксцессы домашнего насилия, а сама тем временем отправилась в местный роддом, чтобы родить своего очередного ребёнка. Поскольку средств к существованию не было совсем, помощь ей собирали всем миром.
Перспектива туристического сезона остаётся неясной. Даже если Черногория начнёт впускать россиян, украинцев и белоруссов (а у них льготные три месяца), то не факт, что Россия скоро начнёт выпускать своих граждан. Не исключено, что закрытые границы - на многие годы.