Что рядовой российский зритель знает о Первой мировой войне? Пожалуй, не так много, как о Второй. Но для Европы именно Первая мировая была и остается одной из самых страшных войн в истории, унесшей невероятное количество жизней. Она осталась таким же уродливым и саднящим шрамом на временной линии европейских государств (в частности, Великобритании), как Великая отечественная для стран бывшего СССР. Вдохновившись мемуарами своего деда, британский режиссер Сэм Мендес (автор «Красоты по-американски» и «Дороги перемен») снял военную драму «1917», которая уже получила «Золотой глобус» и стала одним из главных претендентов на «Оскар».
1917 год, линия Гинденбурга. Немцы объявили об отступлении, и воодушевленные этой новостью британские войска намерены атаковать. Однако в штаб командования приходит весть о том, что это – хитрая уловка врага, и атаку срочно нужно отменять. Телефонная связь с передовой нарушена, поэтому важное сообщение об отмене атаки поручают доставить двум младшим капралам – Блейку (Дин-Чарльз Чепмен) и Скофилду (Джордж Маккэй). Генерал Эринмор (Колин Фёрт) цитирует строки из «Победителей» Редьярда Киплинга («К вышнему трону до адских глубин скорей доберется, кто едет один»), что как бы намекает на смертельную опасность их задания и на его финал.
Сюжет очень прост: путешествие из пункта А в пункт Б через многочисленные препятствия и страхи для исполнения чрезвычайно важного поручения. Здесь можно увидеть некоторые перекликания с сюжетом «Спасти рядового Райана» и даже с «Властелином колец», поскольку миссия Фродо и Сэма, маленьких незаметных существ, очень похожа на миссию таких же маленьких Блейка и Скофилда. Капралы Блейк и Скофилд, несмотря на то, что у последнего уже есть медаль – самые настоящие мальчишки. Первый стремиться в путь с ружьём наперевес, потому что в полку на передовой служит его старший брат. Второму же нужно всё взвесить и обдумать. Они совершенно разные: их диалоги – обычная болтовня, а действия зачастую необдуманны. Но именно такое поведение и свойственно мальчишкам, которые по зову сердца и любви к родине уходили на фронт, хотя ещё вчера собирали вишню в матушкином саду. Война носит их юное, испуганное, забрызганное кровью лицо, потому что именно они отдавали ей всё – свою молодость, свое будущее, свою жизнь.
Главных героев сыграли юные британские дарования Дин-Чарльз Чепмен (известный по роли Томмена Баратеона из «Игры престолов») и Джордж Маккэй («Капитан Фантастик», «11.22.63»). Учитывая, что им приходилось отыгрывать и в каких условиях, обоим хочется дать медаль за актерскую отвагу: убедительно, достойно и до глубины души. Актеры первого плана, как и их персонажи, не очень значимые (пока что), но второй план, представляющий командование, просто смак и сплошные громкие фамилии: Колин Фёрт, Эндрю Скотт, Марк Стронг и Бенедикт Камбербетч. Их персонажи появляются буквально на несколько минут, но этого вполне достаточно для восторженного «ох».
Конечно, главной примечательной чертой фильма является якобы «непрерывность кадра» (такое мы недавно могли наблюдать в «Бёрдмэне»). Конечно, ни о какой съемке одним дублем речи быть не может: фильм снимали отрывками по восемь минут, а современные технологии позволяют склеить кадры без швов. Внимательный зритель может предположить, где такие склейки были сделаны, но разве за этим мы ходим в кино, чтобы сетовать на обман? Операторская работа просто головокружительна: смены ракурсов, планы, пролеты камеры над невероятно захватывающими пейзажами – за всё это нужно аплодировать стоя гениальному оператору Роджеру Дикинсу, который в прошлом году получил «Оскар» за работу над фильмом «Бегущий по лезвию 2049» и вообще ежегодно номинируется на эту престижную премию. Изумила работа со светом в сцене с ночным разрушенным городом, стены которого в густой темноте освещались белыми сигнальными вспышками и отбрасывали острые тени. Финальная пробежка героя вдоль траншеи, кадры со съемок которой заполонили Интернет – одна из лучших сцен, которую мне доводилось видеть в кино. Стоит также отметить сменяющие друг друга ландшафты, цвета и саундтрек, который доводит уровень волнения до предела.
Из этого фильма одно я поняла точно – жалости на войне не место, и когда ты один на один с врагом, не стоит высматривать в нем человечность, как бы этого ни хотелось. Во время просмотра стало казаться, что героям слишком уж везёт или не везёт, но разве не в этом суть войн? Повезёт либо тебе, либо твоему врагу, и жив останется только один из вас. Конечно, хотелось бы, чтобы кошмары войны остались только на экране, а ужас и страх мы испытывали только при просмотре подобных фильмов. Сэму Мендесу хочется сказать спасибо за урок истории и за ещё одну потрясающую картину.
Для тех, кто уже посмотрел
Друзья, у меня после просмотра остались некоторые вопросы. Может быть, вам есть, что сказать по этому поводу?
В самом начале фильма, когда Блейк и Скофилд перелезают через колючую проволоку, Скофилд ранит ладонь левой руки и этой же ладонью вляпывается в разлагающийся труп. Позже Блейк акцентирует внимание на его ране, и Скофилд её перевязывает. Я была уверена, что у него будет заражение крови, и он умрет. Но ничего такого не случилось! Что это: не выстрелившее ружьё Чехова или намеренная уловка режиссёра, мол, вы уже убили Скофилда, а погибнет Блейк.
Второй непонятный момент – живая корова и ведро явно свежего молока, поскольку Скофилд его нормально пьёт. Почему корова жива и кто её подоил? Далее мы видим, что все коровы убиты. Опять-таки, я была уверена, что в доме кто-то есть. Или немцы настолько недавно покинули это место, что молоко ещё не свернулось? Понятно, что дальше Скофилд отдает молоко ребенку, но, признаться, сцена с француженкой минимально влияет на сюжет, только тянет время и раскрывает тоску Скофилда по семье. Так что там с коровой и молоком?
Буду рада почитать ваши мысли по этому поводу в комментариях.