Найти в Дзене
ТрамPARK

#Депо. УКВЗ ч.1

Оглавление

Планировалось, что в этой рубрике будет вестись разговор о моделях трамвайных вагонов, а также об их применении в трамвайных сетях. Сегодняшняя статья (а также еще несколько таких статей) будет исключением, и мы расскажем вам - где же все-таки "рождается" трамвайный вагон.

Речь пойдет об Усть-Катавском вагоностроительном заводе, который находится в Челябинской области.

Фото: ukvz.ru
Фото: ukvz.ru

История завода

Предшественником современного УКВЗ можно считать железоделательный завод. Именно вокруг этого предприятия и появляется Усть-Катав. Основали завод в 1758 году два симбирских купца - Я. Б. Твердышев и И. С. Мясников.

Потомки последнего владели заводом до конца 1898 года, когда Николай II разрешил праправнуку Мясникова Константину продать завод Бельгийскому акционерному обществу "Южноуральское анонимное металлургическое общество". Главным директором завода был назначен Леопольд Лаллеман, который руководил заводом до 1910 года.

Новые владельцы сделали завод вагоностроительным. В 1901 году из ворот завода выезжает первый трамвай открытого типа, который отправили в Тифлис (Тбилиси). На трамвае было установлено электрооборудование немецкого завода "Сименс". Так началась трамвайная история завода. До Великой Отечественной войны завод выпускал по 150 вагонов.

С началом войны завод перевели на выпуск продукции для фронта: было освоено производство снарядов для "Катюш", пушек для Т-34, минометов и зенитных повозок.

После войны

В 1948 году начинается выпуск трамваев КТМ-1 и КТП-1, разработанных по проекту Мытищинского машиностроительного завода.

КТМ-1 / Автор: А. Александров
КТМ-1 / Автор: А. Александров

Эти вагоны были первыми в вагонами в СССР, предназначенными для движения по нетупиковым линиям, т.к. были односторонними. В вагонах использовались двери с пневмоприводом, а также вагоны обладали большими накопительными площадками.

В 1949 году директором завода был назначен Т. Я. Белоконев, который внес огромный вклад в развитие завода и города. При нем завод начал производить спец. технику, город стал стремительно развиваться - строятся Дворец Культуры, стадион, профтехучилище и т.д. Тимофей Яковлевич проработал директором до 1967 года с двухлетним перерывом (1959-1961).

Продолжение во второй части