Я уже писала статью про советские фильмы, которые не дошли по разным причинам до зрителей в шестидесятые годы (и её продолжение). Их отправили на полку и лишь спустя время широкая публика получила возможность познакомиться с ними. Не исчезла практика запрещения кино и семидесятые. Предлагаю вспомнить ленты, которые ждали встречи с киноманами не один год.
1. «Долгие проводы» (1971). Режиссёр фильма Кира Муратова не была фаворитом чиновников, и её картины с трудом находили дорогу к зрителю. «Долгие проводы» - это её четвёртая лента.
Первые две не прозвучали громко, но в 1967 вышли «Короткие встречи» с Владимиром Высоцким, после которых имя Муратовой стало известным. «Долгие проводы» - это мелодрама о немолодых людях, которых настигло большое чувство. Фильмы на такую тему снимали и снимают, и резонно спросить, какой криминал может быть в подобной истории. У чиновников вызвали неприязнь уже тогда сформировавшиеся приёмы Муратовой: нарочитая неспешность, размышления чуть ли не в каждом кадре, идущие через повествование одни и те же слова и жесты.
Картина настолько не понравилась цензуре, что пострадали даже чиновники высокого ранга, а сама Муратова была практически дисквалифицирована, и снова взять за работу ей удалось лишь восемь лет спустя.
Для широкой публики «Долгие проводы» открыли в 1987. А роль Зинаиды Шарко в фильме многие считают лучшей в её карьере.
2. «Операция „С Новым годом!“» (1971). Алексей Герман выбрал для экранизации одноимённое повесть Юрия Германа, своего отца, сценарий по которой написал Эдуард Володарский, на тот момент драматург ещё не очень опытный и известный, который с годами стал патриархом отечественного кино.
Для самого Германа это была вторая работа (в 1967 году он снял «Седьмой спутник», фильм довольно спорный, но получивший одобрение власти). А вот новая картина стала поводом для упрёков:
Германа обвинили в том, что он принижает подвиг партизан в годы войны и слишком лояльно относится к офицерам, сдавшимся в плен немцам.
Не спасли ленту даже громкие имена актёров: в ней снялись Владимир Заманский (которому, кстати, не впервой было слышать, что картина легла на полку, ведь в 1967 году запретили фильм с его участием «Первороссияне»), Ролан Быков, Олег Борисов, Анатолий Солоницын. Выпустили кино в прокат в 1986 году, изменив название на «Проверки на дорогах».
3. «Одинокий голос человека» (1978). Дебютная работа Александра Сокурова, который сейчас считается мэтром советского и российского кино, а число наград, полученных его картинами, исчисляется десятками.
Однако в начинающем режиссёре гения не рассмотрели, а его первый фильм уцелел лишь чудом.
Наверняка провокационной сочли уже основу, ведь это были произведения Андрея Платонова, писателя неоднозначного и не слишком любимого цензорами.
«Одинокий голос человека» спас сам Сокуров, он же подпольно показывал его в небольших киноклубах и институтах, на квартирниках. Высоко оценил ленту Андрей Тарковский, которому по вкусу была неординарность и самобытность. Главные роли Сокурова отдал не актёрам, а обычным людям, и это вкупе с кадрами хроники двадцатых годов (действие на экране разворачивается во времена после Гражданской войны) придавало действию достоверность. В небольшом эпизоде есть и сам режиссёр, хотя на экране он не появился: голос Сокурова слышен за кадром. Первый официальный показ состоялся в 1987 году, и «Одинокий голос человека» тут же получил премию кинофестиваля в Локарно.
4. «Пока безумствует мечта» (1978). Вряд ли режиссёр Юрий Горковенко рассчитывал, что жизнерадостная комедия, наполненная музыкой, попадёт в категорию запрещённых фильмов.
Главную роль в истории про первых отечественных воздухоплавателей сыграл Николай Караченцов, во всех остальных ролях задействовали звёзд советского кино, опытных и любимых публикой. Казалось бы, что могло помешать успеху яркой ленты с таким внушительным актёрским составом? Увы,
в дело вмешалась политика. Сценарий создал Василий Аксёнов, в 1980 лишённый советского гражданства.
Именно это обстоятельство и стала помехой для широкого проката, так что настоящее безумство мечты публика оценила только десять лет спустя, в 1988.
5. «Тема» (1979). Картина, снимавшаяся по госзаказу, была призвана разоблачить диссидентские настроения, но режиссёры не стремились браться за дело.
Глеба Панфилова уговорили всеми правдами и неправдами, а он в свою очередь потратил время на уговоры Михаила Ульянова, пригласив его на главную роль. Главным героем «Темы» стал писатель, для которого куда важнее в жизни было производить впечатление, а не исследовать человеческие души. Из-под пера писателя выходят произведения лишённые красоты, но при этом он популярен и известен. Он уже и сам понимает, что идёт в жизни не совсем той дорогой, но когда ему прямо указывает на это женщина, которой он симпатизирует, ему становится и вовсе не по себе. Конечно же, в фильме появилась спутница жизни и муза Панфилова Инна Чурикова (в роли того самого объекта симпатий писателя), Станислав Любшин (потенциальный диссидент), Сергей Никоненко, Наталья Селезнёва, которой нечасто доводилось играть роли серьёзные.
Итогом стала лента, которую даже коллеги Панфилова восприняли неоднозначно.
Не пришлась она по нраву и критикам, которые просили переделать финал (и режиссёр переснимал концовку несколько раз!). В конце концов о «Теме» предпочли не говорить, а открыли её в 1987 году. Показ на фестивале в Берлине стал триумфом: «Тема» получила «Золотого медведя».
Говоря о «Теме» не могу не отметить, что меня неимоверно заинтриговал рекламный плакат. По-моему, здесь явно виден Понтий Пилат, сыгранный Михаилом Ульяновым в экранизации романа «Мастер и Маргарита» (снял Юрий Кара в 1994 году). А вы видите здесь прокуратора Иудеи?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296