Первый день работы новой транспортной системы в Твери предсказуемо обернулся коллапсом. Предсказуемо по одной причине — в первый день в России ничего никогда не работало без сбоев, а Тверь — это и есть Россия, провинциальная, с боярином-сумасбродом и бесконечной верой в наступление светлого будущего без усилий.
Новых синих автобусов, чуть более 100 штук, которые сегодня вышли на маршруты, оказалось недостаточно, так что жители Твери массово столкнулись с реальностью «льготников» последних лет трех-четырех — транспорт приходилось ждать по сорок минут. Альтернатива — маршрутки — на рейсы сегодня не вышли, тем самым исполнив желание самих жителей и областных чиновников.
Близкие к правительству Тверской области СМИ уже успели назвать причиной коллапса «забастовку маршрутчиков», а «Афанасий-бизнес» и вовсе обвинил частный бизнес в шантаже и терроризме, призвав их ликвидировать.
Последние восемь месяцев областные чиновники через эти же самые СМИ рассказывали жителям Твери, что 3 февраля в город выйдут новые автобусы, а маршрутки навсегда исчезнут с улиц. Когда же маршрутчики исполнили желание властей, выяснилось, что исчезать рано, а исчезнуть надо через несколько недель, когда в Тверь прибудут оставшиеся автобусы. При этом по мнению чиновников, маршрутчики обязаны были работать, в ожидании «Транспорт Верхневолжье», которое окончательно выгонит их с рынка.
В Твери второй год подряд происходит передел рынка, который прикрывают реформой. Год и месяц назад вывоз мусора с городских улиц отдали региональному оператору «ТСАХ», у которого не оказалось достаточного количества контейнеров, так что 1 января Тверь превратилась в помойку. Власти и тогда нашли виновных — ими оказался бизнес, который, как оказался, должен был дождаться пока «ТСАХ» приобретет достаточного количество контейнеров перед тем, как увезти свои контейнеры и «добровольно» уйти с рынка, отдав его близким к чиновникам структурам.
В этом году ситуация повторилась с маршрутками — опять госмонополист, опять бизнес-«террорист», мешающий чиновникам делить бюджет и зарабатывать своим ближайшим родственникам имущество на Рублевке на 3 млрд руб.
Люди действительно стали заложниками. Но винить в этом маршрутчиков как минимум странно, тем более вешая на них вину безраздельно. Очевидно, что вторая сторона передела рынка — власть — также меньше всего думала о жителях, а больше о том, как передать через формальные конкурсы 25 млрд руб. бюджетных средств.
Маршрутки уйдут в прошлое. «Синие» автобусы возможно выйдут на маршруты. Жители, если повезет, начнут добираться до работы без пробок и ожиданий. Первые дни после передела рынка, который и произошел, к тому же сопровождаемый дележкой бюджета, нужно просто переждать.
А потом привыкнуть, как и всегда.