Это были 60-тые годы. Может быть, 1965 год-год 20-летия Победы. Ветераны-победители были совсем молодые. В нашем украинском селе Тихоновка, Победу отмечали на окраине вековой дубовой рощи. Центром официальной части был двор моей четырехклассной школы с Братской могилой в центре. Был скромный митинг на котором в основном звучали слова скорби о погибших, везде были видны заплаканные лица совсем не старых, только поседевших матерей и вдов. В этот день воздух был насыщен невосполнимым горем утрат и печали. Выжившие участники войны практически не имели никаких наград, где не где, на совсем непарадной одежде, одиноко сверкали боевые медали.
Маленькая деревушка, насчитывающая чуть более 300 жителей, принимала гостей со всего Советского Союза. Было много людей из Урала, земляков и однополчан погибшего за это село, ефрейтора Евстигнеева Алексея Алексеевича, впоследствии удостоенного звания Героя Советского Союза. История его подвига уже тогда была высечена на памятнике, который расположился между четырех берез на самом въезде в населенный пункт.
Рядом со школой, прямо на опушке леса, были развернуты палатки с продуктами, мороженым, напитками. Играла музыка, звучали песни из установленного здесь динамика.
После торжественной части и митинга, все участники празднеств направлялись на многочисленные лесные поляны, уединялись группами, семьями. Лес был изрыт окопами. Тут и там попадались безымянные могилы, огороженные нетолстыми грабовыми жердями и выкрашенные известкой. Тогда мне казалось, что это очень древние захоронения былых сражений.
Ветераны, совсем нестарые, бесшабашно и совсем не грустно делились впечатлениями о прошедшей войне и конечно пили водку. Сильно пили водку и закусывали немудренной деревенской закуской. Мне, совсем еще ребенку, было интересно слушать этих простых, искалеченных войной людей. Они мало говорили о войне, больше рассказывали смешные истории, подтрунивали друг над другом, делились своей послевоенной жизнью.
Вечером, когда поздние весенние сумерки опускались на землю, на дубах разворачивали большой белый экран, и передвижная кинобудка показывала фильм про войну. Громадный зрительный зал, расположенный прямо на траве, на широкой поляне, замирал, был слышен только размеренный стрекотчатый рокот бабин с кинопленкой и захватывающий киношный сюжет.
Прошло много лет, но я на всегда сохранил в памяти именно это ощущения Победы, простое искреннее, не идеологизированное. Я до сих пор, прикрыв глаза, ясно вижу эти слезы матерей и вдов. Тогда не слышно было пафосных слов политиков и никто не собирался проводить парады и демонстрацию своей мощи. Мощь Советского Союза была неоспорима и не требовала дополнительных сотрясаний воздуха какими то речами.
Ответить Комментарии (0)