Древние египтяне тратили довольно много времени на размышления о том, что же стоит за пределами жизни и известного им мира. В этом плане, они были крайне продвинуты и не могли смириться с теорией, что их бренное существование кончится ничем. Наоборот, они верили, и даже культивировали идею о загробной жизни и тщательно готовились к переходу в иной мир.
Теме смерти у них был посвящены многие сферы жизни, и это очень четко отразилось в культуре. Если подумать, то подавляющее большинство дошедших до нас произведений искусства связаны с культом смерти и загробного мира.
Убедитесь сами: маски, саркофаги, канопы, скульптура и барельеф, пирамиды – масштабные произведения архитектуры и, одновременно, мавзолеи. Верования египтян, в этом смысле, были настолько глубоки, что обрастали огромным количеством нюансов.
Среди скульптурных изображений, часто фараон или лицо высшего чина изображался в странной позе. Статуи простолюдин и мелких деятелей никогда так не показывали – с выставленной вперед ногой. Этот жест получил название «Шаг в вечность», он нужен был, чтобы отделить фараона от простого человека, ведь лишь наследник богов считался обитателем обоих миров – вечного и повседневного.
Вечность – особая тема у Египтян, то, что, по их мнению, ожидает каждого за гранью привычного мира. И то, в каких условиях будет протекать вечность, зависело от прижизненных «достижений» человека и его отношений с богами (подношения, строительство храмов и т.д.).
Лучше всего посыл «шага в вечность» передан в статуе жреца Ранефера (Ранофера), жившего при пятой династии. В этой скульптуре древнеегипетского мужчины показаны все главные признаки того, кто достоин перехода: спокойная и уверенная поза, устремленный вперед взгляд, шаг вперед одной ногой. Он входит в новый мир без сожалений о своей прошедшей земной жизни. Шаг его тверд и уверен, как и весь образ жреца.
Большая статуя из белого песчаника, изображающего Рамзеса Второго находится в Мемфисе, и это - тот же сюжет, с упомянутым выше «шагом в вечность». Фараон эмоционально обезличен, его величие не довлеет над принятием своей судьбы при переходе в Вечность – он уверенно и спокойно делает свой шаг.
Одна из самых популярный скульптурных групп – супружеская пара фараона Микерина и царицы Хамерернебти Второй - тоже об этом. Кроме того, в семейной паре присутствует трогательная поза с положением руки царицы, обнимающей своего супруга и повелителя. Интимная сторона семейных отношений у египтян изображалась редко.
Еще больше интересных статей об искусстве разных эпох ищите на нашем канале.
Возможно, вас также заинтересуют статьи:
Жалкая подделка или Неповторимый оригинал?
Загадочная пирамида Хеопса: пустая гробница и космическая гармония.
Была ли Клеопатра так красива, как о ней говорят? Самые известные изображения египетской царицы.